Интернет-приемная

Анонс событий:

Народный календарь

Купальница 20 мая

Именинники: Акакий, Антон, Иван, Иосиф, Михаил, Нил, Степан, Фадей.

Прогоняют в этот день лошадей во речной воде.С утра полные ведра воды выставляют на мостки, а в полдень окатываются согретой солнцем водой. Жаркое время сева. Надобно времени не упустить, да и силы не растерять.

Выставка “Эдуард Николаевич Иванов”. Живопись, графика. Памяти художника

 

11 декабря 2008

12   декабря 2008 года в Музее изобразительных искусств (Софийская пл., 2) открывается   выставка “Эдуард Николаевич Иванов ". Живопись, графика. Памяти художника.

Эдуард Николаевич Иванов родился в 1939 году в г. Вязьма Смоленской области. В 1961 году окончил Ленинградское среднее художественное училище имени В.А. Серова по специальности “скульптор-исполнитель". Работал преподавателем рисования в Ленинградской области. В 1970 году окончил Московский полиграфический институт по специальности “художник оформления книги". В Новгород приехал в 1970 году, руководил изостудией при Дворце культуры и техники профсоюзов. В 1977 году был принят в члены Союза художников СССР.

Эдуард Николаевич был участником многих областных, республиканских, зональных, Всероссийских выставок. И эта персональная   выставка   в залах Новгородского музея-заповедника не первая, но, к сожалению, проходит не при участии автора, а в память о нем. В июне 2008 года Э.Н. Иванов ушел из жизни.

Эдуард Николаевич Иванов известен как график и живописец, работавший в разных жанрах: от пейзажа-наброска, до композиционного портрета и сюжетно-тематической картины. По его произведениям видно, что художника привлекали и древность и современность, а точнее, то удивительное слияние далекого прошлого и сегодняшнего дня, которое так характерно для исторических городов.

В большинстве листов, посвященных Новгороду, Старой Ладоге, Вязьме, Кижам, трепетная точность в передаче архитектурного мотива сочетается с бытовыми нотками, убирающими пафосность и академизм. Памятники архитектуры для Э. Н. Иванова - это органичная и прекрасная часть мира. Но только часть, потому что жизнь -   это не только "вчера", но и "сегодня", и "завтра". Вместе с тем, ранним рисункам, акварелям, линогравюрам и офортам художника были свойственны повествовательность, изобилие наблюденных, вполне конкретных (не всегда обязательных) деталей, подчеркивающих разнообразие природных и архитектурных форм. С годами эта перегруженность и многословность уходят, но трепетное и бережное отношение к натуре останется навсегда. Это прекрасно видно в лучших листах из графических серий конца 1970-1980 годов "У озера Ильмень", "Новгород", "Места детства", в которых Э.И. Иванов достигает удивительной ясности художественного языка.

Многие листы Э.И. Иванова разных лет посвящены спорту, особенно гребному. Его привлекают энергия и слаженность движений, легкость летящих по Волхову байдарок. Художник подчеркивает гармонию, заложенную в природе и людях. Четкий ритм, пластическое совершенство форм, мастерская композиция, ощущение воздуха, ветра - свойственны многим листам этой серии   ("Байдарочницы",   "На байдарках", 1983, "Праздник на воде в честь 1125-летия Новгорода", 1985).

Росту профессионализма Э.Иванова, становлению собственного стиля способствовало то, что в 1980 годы он почти ежегодно работает в домах творчества "Челюскинская", "Старая Ладога" и других. Руководитель потока, московский график Михаил Григорьевич Ройтер открывал своим слушателям не только технические возможности акварели и эстампа, но и огромное внимание уделял особенностям их образного языка, скрытым возможностям этих на первый взгляд "легких" видов искусства. Э.Н. Иванов глубже и серьезнее многих воспринял эти уроки. Монументальность, эпическое начало стали основой таких листов, как "Летят гуси" (1980) и "Проселок. Осень"(1990). Художник обращается к непростой теме "Ф.М. Достоевский в Старой Руссе", пишет интерьеры дома великого писателя, набережную, снова интерьеры. Его акварели очень сдержаны по внутреннему строю, в них есть та деликатность, которая присуща по-настоящему интеллигентному человеку, когда он прикасается к святая-святых другого человека - миру его частной жизни. В 1987 году из туристической поездки во Вьетнам он привез акварели, отличавшиеся большой силой и красотой, в них этнографическая экзотика, яркость соединились с лиризмом и добротой.

Живопись Э.Иванова стала достоянием зрителей лишь совсем недавно. Хотя он с юности не расставался с этюдников. Основные мотивы этюдов и картин - новгородские пейзажи, памятники древнерусского зодчества - вполне традиционны, но своеобразие ракурса, в сочетании со сдержанным колоритом, строгим ритмом линий и силуэтов - делают живописные произведения художника вполне узнаваемыми, отличными от работ других авторов ("Река Мста", "Лето на Мсте").

Особое место в творчестве художника занимает портрет. Самые ранние - "Алла" (1969), "Портрет сына" (1970) - по формальному решению близки эстетике "сурового стиля", поздние - "Актриса ТЮЗа Татьяна Иванова" (1997), "Портрет Ирины" (1999), "Тамара" (2001) - сложнее по композиционному решению и цветовым отношениям, в них привлекает особый лирический строй образа, соединенный с точностью и конкретностью в передаче как внешнего облика, так и внутреннего мира персонажа.

В 1990-е годы Э.Иванов обращается к многофигурной композиции. Его картины "За други своя. Александр Невский" (1995), "Хлеб привезут завтра"     (1998) - это серьезная и искренняя попытка осмыслить события истории России.

Мы знаем Эдуарда Николаевича Иванова как художника и педагога. Эти две ипостаси его личности срослись в нем воедино. Несколько лет назад в одном из интервью он говорил о том, что как художник, он многим обязан своим ученикам,   студии, работа в которой помогает все время держать себя в узде, не позволяет расслабляться, остановиться в профессиональном росте. Художник не раз повторял, что искусство не терпит к себе вальяжного отношения, оно требует каждодневного труда, радостного и одновременно мучительного. Огромное творческое наследие мастера свидетельствует о том, что он неустанно следовал этим принципам.

На выставке представлено более 40 произведений живописи и около 70 графических работ из коллекции семьи художника и из фондов Новгородского музея-заповедника.

Выставка будет работать до конца января 2009 года.

 

Время работы: с 10.00 до 18.00, выходной - понедельник

Телефоны для справок:   77 37 38, 08

скрыть »«
Вкл.
Выкл.
Обычная
версия сайта