Интернет-приемная

Анонс событий:

Народный календарь

День Марины 20 августа

Именинники: Дементий, Митрофан. И сеют, и жнут, и про осень бают. "День Марины - не ищи в лесу малины: девки лес пройдут, дочиста оберут". Пекли ни свет ни заря пирог с малиной. Сласти прибывало - и то отрада.

Впервые в Великом Новгороде опера А.С.Аренского «Рафаэль»

 

21 ноября 2007

21 ноября в 18.30 в зале лектория Новгородского государственного объединенного музея-заповедника прозвучит опера А.С.Аренского "Рафаэль", что обещает стать одним из наиболее ярких событий в музыкальной жизни города.

Вторая из трех опер Антония Степановича Аренского (1861-1906), видного отечественного композитора, родившегося и проведшего детство в Новгороде, занимает особое место не только в его наследии, но и во всей русской музыке XIX -начала XX  вв. Она представляет собой редкий пример музыкально-драматического произведения о художнике. Оперу, посвященную гениальному живописцу Высокого Возрождения Рафаэлю Санти (1483-1520), Аренский создал для исполнения на Первом всероссийском съезде художников, проходившем в апреле 1894 г. Постановка была осуществлена на сцене Московского благородного собрания силами студентов Московской консерватории.

В основу либретто оперы положены два самых известных сюжета биографии Рафаэля: легенда о его любви к натурщице Маргарите, прозванной Форнариною, и история о неудачной попытке покровителя художника, кардинала Бернардо Довици Биббиены, женить его на своей племяннице Марии. Как выяснилось сравнительно недавно, эти сюжеты связаны друг с другом: итальянский ученый М. Бернарделли установил, что Рафаэль тайно обвенчался с Форнариной, и именно поэтому всячески затягивал переговоры с кардиналом о собственной женитьбе.

Содержание оперы поставило перед Аренским сразу несколько сложных творческих задач. Предстояло не просто перевести в звуки зрительные впечатления, но найти адекватное музыкальное воплощение несравненной рафаэлевской живописи. Кроме того, место действия оперы диктовало совершенно определенные музыкально-стилевые ориентиры. Известно, что Италия - родина оперного жанра; тем самым, русский композитор должен был вступить в творческое состязание с представителями многовековой традиции итальянской оперы.

С возникшими трудностями Аренский справился блестяще. Его коллега по Московской консерватории и один из крупнейших отечественных композиторов рубежа XIX - XX  вв. С.И. Танеев назвал музыку оперы идеальной. Масштабы "Рафаэля" (в опере всего одно действие) как нельзя лучше соответствуют небольшим размерам и камерному звучанию станковой живописи Рафаэля. Прозрачность оркестровки вызывает в воображении воздушность, "акварельность" красок рафаэлевской палитры, а закругленно-симметричные структуры ассоциируются со строгой уравновешенностью композиций рафаэлевских полотен.

Музыкальный язык "Рафаэля" ориентирован на итальянскую оперу середины XIX  в. (В. Беллини, Г. Доницетти, Дж. Верди). К той же эпохе отсылает и безошибочно точное в художественном плане решение поручить партию главного героя - "вечного юноши эпохи Возрождения" - женскому голосу, что вызывает в памяти аналогичное решение в беллиниевской опере "Капулетти и Монтекки" (1830), где партия юного Ромео также была поручена меццо-сопрано. В соответствии с традициями романтической оперы национальный колорит в "Рафаэле" передается при помощи двух подлинных итальянских мелодий, которые использованы в карнавальном интермеццо. Вместе с тем, в опере задействован практически весь арсенал современных Аренскому средств музыкальной выразительности и оперной драматургии (в том числе лейтмотивный принцип организации музыкального пространства).

Концертное исполнение "Рафаэля" в Великом Новгороде представляет собой первое исполнение оперы Аренского на его родине. Оно стало возможным благодаря интеграции ведущих исполнительских сил музыкального отделения Новгородского областного колледжа искусств им. С.В. Рахманинова, кафедры музыки Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, Детской хоровой капеллы ДД(Ю)Т им. Лени Голикова и Новгородской детской музыкальной школы им. А. С. Аренского. В ведущих партиях заняты Лидия Рюшина (Рафаэль), лауреат международного конкурса Екатерина Трошкова (Форнарина) и Олег Пийр (кардинал Бибиена). В премьере также принимает участие выпускник областного колледжа искусств, дипломант международного конкурса, дипломант Национальной театральной премии и фестиваля "Золотая маска", солист Государственного академического Большого театра России Виталий Панфилов, который исполнит знаменитую "Песню певца за сценой". Кроме того, в исполнении задействованы симфонический оркестр колледжа искусств под управлением Виктора Сыроквашина, хоры всех перечисленных учебных заведений, а также хормейстеры Светлана Михайлова, Игорь Быстров и Юрий Никифоров. Художественное оформление осуществляют преподаватели и студенты НОКИ им. С.В. Рахманинова. Автор и художественный руководитель проекта - заслуженный работник культуры РФ Идея Демидова. Остается добавить, что это беспрецедентное в обозримой культурной ретроспективе начинание реализуется при финансовой поддержке НовГУ им. Ярослава Мудрого, НОКИ им. С.В. Рахманинова и Благотворительного фонда "Капелла".

Хочется надеяться, что исполнение оперы нашего земляка станет важным этапом на пути возрождения академической музыкальной культуры Великого Новгорода.

 

Татьяна Берфорд

скрыть »«
Вкл.
Выкл.
Обычная
версия сайта