Задать вопрос руководителю министерства

Анонс событий:

Народный календарь

Агафья-коровница, Скотница 18 февраля

Именинники: Агафья, Макарий, Феодосий, Федула.

Обереги коровушку, посытнее накорми. Хорошая хозяйка в эти дни не раз в хлев-то сходит, сенца подбросит в ясли, поглядит кормилицу: "Корова на дворе - сыть на столе".

Варят кашу на молоке. И старая бабка угощает корову кашей. Окрапляет ее святой водой, принесенной из церкви. Чтобы стельная корова принесла телушку, большуха берет сковороду и ввечеру 18 февраля идет доить ее верхом на сковороде. После поджигают на сковороде вересковые ветки, палят - и дым, чад от веток, по народному поверью, должен упасти хлев от лишнего глаза при отеле коровы.

К этому дню в неурожайные годы кончались корма - по крестьянским дворам ходила коровья смерть. Хлева убирали лаптями, обмоченными в деготь, с уверенностью, что такие лапти отгоняют от скота коровью смерть. Для предотвращения падежа скота женщины ночью скрытно, в одних рубахах проводили обряд опахивания деревни. Мужчинам и детям строго запрещалось в это время выходить из избы "ради беды великая"; они запирали ворота, загоняли скот в хлева и привязывали собак.

Примечали:

Корову палкой бить - молока не пить.
С маслом да сметаной бабушкин лапоть съешь

Выставка "Мастера натюрморта"

 

26 января – 12 марта

С 26 января в выставочном зале Музея изобразительных искусств Новгородского музея-заповедника (пл. Софийская-Победы, 2) начинает работу выставка «Мастера натюрморта. Традиции народной культуры в произведениях В.С. Рябова, Д.В. Журавлева, Л.П. Новиковой, Д.С. Кондратьева», сообщает http://novgorodmuseum.ru

Выставка приурочена к 50-летию создания Новгородского отделения Союза художников России. На ней представлено десять натюрмортов из собрания Новгородского музея-заповедника. Посетить выставку можно до 12 марта.

Изображение предметов  - это не «мертвая натура», а «живые» действующие образы, способные рассказывать не только о своей сущности, но также о творческой позиции их создателей. Структура натюрморта, его постановка, выбор точки зрения, характер трактовки вещей всегда заключают в себе определенный, заложенный автором смысл. Даже при внешней элементарной простоте натюрморта язык изображения  может быть глубок и неисчерпаем, передавая через «портрет» вещи «портрет» мира. Среди компонентного разнообразия натюрморта наиболее часто встречаются изображения предметов народного быта, когда утилитарная вещь традиционной культуры воспринимается как знак, образно передающий «связь времен».

В творчестве старшего поколения новгородских мастеров, ставших основателями областного отделения Союза художников, натюрморт являлся одним и излюбленных жанров, позволяющих  ярко и самобытно сочетать художественные традиции и новации.

Именно в натюрморте наиболее убедительно проявился свежий и сильный талант  Дмитрия Журавлева (1933 г.р.), целенаправленно ведущего поиски индивидуального изобразительного языка. Художник сумел избежать банальных этнографических постановок. Например, в таких эпических  работах как «Натюрморт с глиняной посудой» (1964) и «Натюрморт с мезенской прялкой» (1977) живая теплота народной вещи  получает воплощение в полнозвучном живописном образе, искренне и с любовью передающем красоту обыденного предмета. Свободно широкой кистью художник запечатлевает натуру, усиливая пластическую выразительность каждого предмета в отдельности и в их гармоничной совокупности. Но в традиционных предметах Журавлева привлекает  нечто более серьезное, чем внешняя материальная форма, а именно – заключенная в них память поколений,  ее  глубокая взаимосвязь с современностью.

Живописная экспрессия – основа пластически выразительных предметов в натюрмортах Владимира Рябова (1932 – 1999). Художник видел рождение образа в краске, предпочитал использовать открытые яркие цвета, организующие динамику композиции,  смело вводил  интенсивный черный, придающий богатство и силу общему колористическому строю. В «Натюрморте с курительной трубкой» (1965) вещественный образ и творчески выявленный цвет органично сливаются друг с другом, позволяя  воспринимать в новом свете подлинную красоту натуры. Монументальность и устойчивость присуща работе «Натюрморт с вербой» (1980), в которой живые, полновесные формы предметов крепко и основательно выстроены, их материальная тяжесть усилена контрастом наслаивающихся насыщенных глубоких цветов. В мире  вдохновенно изображенных художником вещей весомо и зримо проявляется бытие времени.

Очевидна мировоззренческая позиция при создании натюрморта Дмитрием  Кондратьевым (1928 – 2008). Художник отражает через мир вещей собственную систему принципов, взглядов, ценностей, идеалов и убеждений, определяющих его отношение к действительности. Иносказательная ипостась художественного образа в натюрморте «Хлеб» (1985) формируется лаконично и емко через предметы крестьянского быта на основе их традиционно закрепившегося смысла. Это позволяет мастеру вскрыть глубинные пласты темы народной жизни,  проходившей «красной нитью»  через все его творчество, более того - выйти за пределы обычного ее отражения, обнаруживая  не только современное, актуальное содержание, но и вневременное.

Художественное видение Ларисы Новиковой (1930 – 1998) глубоко лирическое. Исполненные ею натюрморты звучат по-разному, но все они  полны  желанием передать красоту предметного и природного мира. Яркая декоративность — качественная особенность натюрморта «Игрушки» (1970), напрямую связанная с традициями  народных промыслов. Тогда как натюрморт «Половодье» (1976) проникнут особой поэтичностью и пленэрной свежестью, запечатленные цветы живут на полотне, они трепетные при всей заметной весомости фактуры и, кажется, отражают первородную силу природы.  В выборе предметного ряда каждой работы проступает национальный образ мира, характер мышления художника, ее чувств и восприятия жизни.

Новгородские мастера, органически ощущая духовную причастность к русской культурной традиции, создали подлинно национальные произведения,  которые воплощают связь с родной землей, отображают основы народной жизни, преемственность поколений и одновременно проникнуты современным мироощущением. 

скрыть »«
Вкл. Выкл.
Обычная
версия сайта