Задать вопрос руководителю министерства

Анонс событий:

Народный календарь

Николин день 22 мая

Именинники: Николай, Христофор.

Николай Угодник - это один из наиболее крупных "народных святых", про которого крестьяне говорили, что "нет за мужика поборника супротив Николая". Ему посвящены два праздника: 22 мая-вешний и 19 декабря-зимний (осенний).

Николин день - важнейшая аграрная дата. Крестьяне считали Николу Вешнего покровителем лошадей и заказывало в этот день молебны с Водосвятием, чтобы святой Никола уберег коней от волков и медведей и даровал табунам здоровье.

Праздник конюхов. Запасают (начинают пасти) коней - май лошадь откормит. Никола-вешний хороводы водит, травой кормит, крестьянину велит ни свет ни заря подниматься, чтобы май пашню не сманил к полынь-куколи, к семени сорному.

Так что русский народный календарь велит:"До Николы крепись, хоть разопнись, а с Николы - живи, не тужи." Никола-вешний откармливает скотину травой, он "с возом", то есть с кормом. Дождь на Николу почитался, как великая Божья милость. Дети радостно встречали дождь: "Дождик, дождик, пуще, лей, лей гуще, всей животинке, травке-муравке зеленый лужок."

На Николу-вешнего предназначалось картофель садить: "Картофель посади, дня не упусти."

А еще верят крестьяне: "Попроси Николу, а он Спасу скажет". Так что слыл Никола еще и заступником доли крестьянской. Он же покровитель мореплавателей и путешествующих.

Выставка глиняных игрушек представит творчество древних и современных мастеров

 

2 марта 2018

2 марта в 16 часов в подцерковье церкви Жён Мироносиц (Ярославово дворище, ул. Никольская, 3) состоится открытие выставки глиняной игрушки «Всяк мастер на свой лад» из фондов Новгородского музея-заповедника, а также изготовленных современными мастерами-керамистами: Петром Мамитько, Верой Коневой, Мариной Околович, Сергеем Скирченко. Посетители увидят более ста игрушек и свистулек регионов России X – XXI веков. Многие предметы экспонируются впервые, сообщает http://novgorodmuseum.ru

На выставке представлены различные центры производства глиняной игрушки. Одни мастера в большей мере являются приверженцами древних традиций крестьянского искусства, другие обогатили это искусство новыми сюжетами и новыми приемами. Дымковская, филимоновская, каргопольская, абашевская, жбанниковская и другие стили глиняной игрушки - это часть как древнего, так и современного прикладного искусства нашего народа. Познакомиться с многовековой преемственностью и новаторством этого промысла поможет новая выставка.

Игрушка – особый вид народного искусства: непосредственная функция далеко не всегда играла в нем существенную роль. За исключением свистулек и погремушек, предназначенных для детских забав, многие лепные и раскрашенные фигурки исполнялись для развлечения, разглядывания, а в XIX – XX веках для украшения в быту. Народные мастера выражали в них свое представление о мире, природе, красоте. Игрушечное гончарное дело стало не просто ремеслом, а творчеством крестьян, в котором они проявляли себя в качестве художника.

История глиняных игрушек насчитывает тысячелетия. В Новгороде в слоях XIII – XIV веков также найдены фигурки птичек, украшенных зелено-желтой глазурью. Среди многочисленных обломков и фрагментов фигурок сохранились и целые экземпляры, что говорит о высоком мастерстве гончаров-игрушечников. В древности керамические звучащие объекты применялись в ритуалах, имели культовое назначение. Глиняная фигурка была оберегом, ей приписывались магические свойства. Считалось, что свистом можно отогнать злых духов, оградить себя от зла. Вызывали звуком и свистом ветер и дождь. С забвением языческих верований свистульки потеряли свою сакральную функцию и почти повсеместно превратились в детскую забаву.

Использование свистулек исторически осталось связано с годовым циклом крестьянских работ, причем языческие и христианские обычаи перемешались со временем, соединились праздники и даты. Наиболее тесно связаны свистульки с весенними праздниками, Пасхой, Рождеством, а также со временем сбора урожая.

Глиняная игрушка почти всегда сопровождала гончарный промысел, любой горшечник мог сделать глиняный свисток, даже если производство глиняной игрушки не было обыкновением в данной деревне. Постепенно изготовление глиняной игрушки развивалось, к нему привлекались жены и дети мастеров. Во многих промыслах производство игрушки обособлялось от гончарного, обретало самостоятельность. И сегодня игрушка продолжает существовать даже там, где потребность в глиняной посуде исчезла вместе с умением обращаться с гончарным кругом.

Выставка продлится по 14 мая.

скрыть »«
Вкл.
Выкл.
Обычная
версия сайта