Интернет-приемная

Анонс событий:

Народный календарь

Денис Позимний 16 октября

Именинники: Денис, Иван.

В этот день необходимо опасаться шабаша нечистой силы. Лютуют осенние лихорадки, шатаются по белу свету, мучаются сами и людей мучат. Осенняя лихорадка может забраться под одежду, обернуться соринкой - и залететь в глаза. Осенние лихорадки - ломиха, огниха, трясовница, желтяница, лихоманка, бессонница. Живут они, по народному поверью, в болотах, летают к человеческому жилью.

Опадают последние листья с деревьев. Месяц грязник месит дороги. А лихорадки устали не знают, сладострастны они. Целуют на холоде - заводят за гнилые углы, обвивают зябкими руками, приникают жарко к губам. Коль осиновую кору при себе носить, на октябрь не надеяться, то покружат-покружат возле тебя лихорадки да и отступятся. Лютая ненависть у них к осине. Или еще, осиновый сучок срезать да при себе носить, тоже, говорят, от болезни, что лихорадки насылают, спасает. Коли ноги сводит, кладут осиновое полешко в ноги.Коли болит голова нестерпимо - осиновое полешко кладут под голову.

Поговаривали: Денис - лихого глаза берегись.

Выставка «Да будет свет»

 

26 января – 26 февраля

26 января в 16 часов в церкви Жён Мироносиц (Ярославово дворище, ул. Никольская, 3) Новгородского музея-заповедника состоится открытие выставки «Да будет свет», на которой можно увидеть осветительные приборы и различные приспособления для освещения, бытовавшие в крестьянских домах конца ХIХ – середины ХХ века: светцы, кресало, кремни, спичечные коробки, подсвечники, фонари, керосиновые лампы, сообщает http://novgorodmuseum.ru

Выставка продлится по 26 февраля.

В сельской местности долгое время основным источником света являлась лучина. Это явление нашло отражение в фольклоре и литературных произведениях ХIХ – начала ХХ века. В частности, на выставке будет представлен сборник стихов с текстом стихотворения Н.А. Иванова «Лучинушка». Для освещения лучина закреплялась в светцах – посетителям продемонстрируют их виды: выкованные полностью из металла и составные, у которых светильня была металлической, а ножка – деревянной. Крестьянами использовались как напольные светцы, так и «втачные», которые втыкались непосредственно в стену. Металлические светцы по заказу изготавливались местными кузнецами, покупались в лавках.

На протяжении многих веков форма светцов оставалась практически неизменной. Светцы, кресало, кремни, которые демонстрируются на выставке, были найдены во время археологических раскопок в Древнем Новгороде. Кресало (огниво), кремень для высекания огня, наряду с покупными или самодельными серными, фосфорными спичками, использовались некоторыми крестьянами и в ХIХ в. – начале ХХ века. На выставке можно увидеть спичечные коробки начала ХХ века, выпущенные на фабриках Лапшина в Грузинской волости Новгородского уезда Новгородской губернии и Дунаева в Ярославле.

Для освещения крестьяне покупали или изготавливали в домашних условиях сальные, восковые свечи. В ряду экспонатов особое место занимают предметы, связанные с изготовлением свечей. Свечи помещали в подсвечники из дерева и металла, фонари, которыми, как правило, освещались хозяйственные постройки. Распространение получили «дворовые» фонари призматической формы со стеклянными стенками. В населенных пунктах, расположенных вдоль Николаевской железной дороги, в домах можно было встретить «железнодорожные» фонари.

На смену свечам и лучине постепенно приходили керосиновые лампы, у состоятельных крестьян – дорогие, горевшие не только по праздникам, но и в будние дни. Бедными крестьянами покупались дешевые лампы, часто без стёкол, дающие мало света.


скрыть »«
Вкл.
Выкл.
Обычная
версия сайта