Задать вопрос руководителю департамента

Анонс событий:

Народный календарь

Иван Молчальник . День Мировой Немоты, Тишины. Рождественский пост 16 декабря

Именинники: Альбина, Иван, Савва, Федор, Федул.

В этот день нужно постараться меньше говорить. Побыть наедине с самим собой, с собственными мыслями, почувствовать свое Единство с Божим Миром. Иван молчит, добрая молва дело растит. От одного слова, да навек ссора. Слово - закон.

Выставка авторской и народной игрушки в Музее изобразительных искусств Новгородского музея-заповедника

 

1 декабря 2017 – 5 марта 2018

1 декабря в 16 часов в выставочном зале Музея изобразительных искусств (пл. Победы-Софийская, 2) состоится открытие выставки «Архетип. Авторская и народная игрушка из собрания Новгородского музея-заповедника», сообщает http://novgorodmuseum.ru

На выставке представлено двести сорок экспонатов: неваляшки, каталки, звуковые игрушки (свистульки, жужжалки, погремушки, пищалки, трещотки), головоломки, игрушки с примитивным механическим движением (с балансом, на планках, на нитках), игрушки на ловкость (волчки, бирюльки, кольцебросы), древнейшие фигурки-образы в виде людей, животных и птиц. В народной игрушке предпочтение отдано аутентичным предметам и широкому географическому охвату: 30 стран Европы, Азии, Африки, Южной и Центральной Америки.

Среди пятнадцати представленных на выставке архетипов – не только древние, позволяющие впрямую апеллировать к понятию «архетипического», виды игрушки, но и те, что появились в Новое время. Главным критерием в выборе была объективная оценка их значимости в народной игровой культуре и в знаковой системе детства. Экспонирующиеся в рамках предложенных архетипов игрушки – это произведения профессиональных художников и архаичные работы народных мастеров. Их объединение в одной экспозиции – не доказательство продолжения древней традиции в постмодернистской культуре, скорее попытка очертить границы авторской художественной игрушки как одного из ее актуальных явлений.

Мир игрушки сегодня – это и традиционная архаика, и продукт высокотехнологичных производств, и уникальные художественные произведения, ставшие уже привычной частью современного Play Art. Принадлежность последних к игрушечному миру не бесспорна. Предлагаемая выставка – попытка доказать через очевидное единство форм и функций привычных детских игрушек и необычных, часто совсем недетских игровых арт-объектов.

Выставка будет работать по 5 марта 2018 года. 

ДЛЯ СПРАВКИ

Игрушка – древняя спутница человека. На протяжении тысячелетий она переплавляла в самых разных игровых формах окружающий его мир. Трудно поверить, что всего двести лет назад рядом с деревянными и глиняными потехами народных мастеров и ремесленников появились первые игрушки массового промышленного производства. Еще меньше, лишь около полувека назад, сформировалась как художественное явление авторская игрушка.

Сегодня крайне сложно разобраться в многообразии игрушечного мира, настойчиво смешивающего взрослое и детское. Решая дилемму игрушка-неигрушка, необходимо присмотреться к современной игрушке. Ее кажущееся бескрайним пестрое разнообразие можно свести к двум-трем десяткам архетипов, прочно укорененных в общественном сознании. Истоки большинства из них – в глубоких пластах человеческой культуры.

В ХХ веке игрушка вошла в мир большого искусства, получила возможность иметь статус художественного произведения. Именно в это время была окончательно признана особая значимость детской игрушки для эстетического воспитания ребенка, что привлекло к ее проектированию профессиональных художников. С другой стороны «открыли» игрушку художники авангарда, разглядевшие в ней самобытную яркую область народной культуры, живой источник новых идей. Их заинтересовал свойственный народной культуре язык архетипических символов, рассчитанный на восприятие на подсознательном уровне.

Эти важные тенденции создали почву для становления и эволюции авторской игрушки как самостоятельного вида современного искусства. Как и раньше, современные художественные игрушки в своем большинстве не ориентированы на детскую игру. Чаще они становятся декоративным предметом интерьера, игрушкой-маскотом, выставочным или музейным экспонатом. Они практически лишены игровой функции, однако осознанно или непреднамеренно художники, создавая их, обращаются к узнаваемым игрушечным прототипам, ставшим «позитивно нагруженными» символами детства. Поэтому игра легко прочитывается в их произведениях как намек, воспоминание, прочно заложенное в наш культурный базис.

Напомним, в феврале 2017 года в Новгородском музее-заповеднике появился новый уникальный фонд, насчитывающий почти 16 000 экспонатов. Народная игрушка, авторская художественная игрушка, индустриальная игрушка практически из всех стран мира и отдельная коллекция игрушки СССР составили собрание, уникальное для России и одно из самых представительных в мире. Это крупнейшее приобретение музея за последнее десятилетие. Фонд игрушки адресован взрослой аудитории равно, как и детской. Он, безусловно, интересен художникам, коллекционерам, искусствоведам и всем, кому небезразлична тема игры в мировой культуре.

скрыть »«
Вкл. Выкл.
Обычная
версия сайта