Интернет-приемная

Анонс событий:

Народный календарь

Михайлов день 21 ноября

Именинники: Гавриил, Михаил.

Михайлов день - веселый и сытый праздник: и по деревням пиры и в избах гости. Михаил в памяти народной - победитель cупоcтатов, избавитель от всяких бед и скорбей.

Кто cилу нечистую на небесах сокрушил, со святых путей согнал? Михаил Архангел. Нечистая cила сокрылась в болотных падях, а за ней болеsни и несчастия потащились к человеческому жилью. Молятся Архистратигу Михаилу о защите дома и семьи.

В старину так думали: надеяться на свою сноровку и угляды - не время. Тут и к батюшке домовому нужно на поклон пойти. То, что не даст батюшка домовой животинушку погубить, за малыми детками приглядит - это правда.

И вновь просили у батюшки домового люди заступничества, вновь потчевали кашей на масле коровьем, отрезали краюху хлеба, усаживали с добрыми словами - отужинать.

Верили в старину в этот день, как дающий силы, приглядывались: Коли на Михаила иней - то большие снега надо ждать.
Туманом день начался - быть ростепели.
Михаила мосты мостит, Николе зимнему путь готовит (19 декабря).
Во что Михайлов день - в то и Николин (19 декабря).

В Витославлицах покажут «Оренбургский пуховый платок»

 

26 февраля 2016

26 февраля в 15 часов в выставочном зале в Доме А.А. Орловой-Чесменской в Музее народного деревянного зодчества «Витославлицы» открывается выставочный проект Оренбургского областного музея изобразительных искусств «Оренбургский пуховый платок – с  любовью к матери», http://novgorodmuseum.ru

Организаторы выставки выбрали  эпиграфом для своей экспозиции слова  композитора Арама Хачатуряна «Хорошую песню сочинить сложнее, чем симфонию» и решили познакомить зрителей с искусством оренбургского пухового платка и историей создания знаменитой песни В. Бокова и Г. Пономаренко «Оренбургский пуховый платок». 

Название выставки – «С любовью к матери!» - очень знаково. Авторам песни и её исполнителю Людмиле Зыкиной удалось тонко и проникновенно,  по-народному нежно и мудро найти подход к тем струнам человеческой души, которые пробуждают в людях чувство милосердия и сострадания, любви и благодарности. Песня «Оренбургский пуховый платок», оторвавшись от имен авторов, места, времени и повода её написания, «ушла» в народ, стала частью народной культуры и жизни.

Авторы выставки ставят своей задачей показать знаменитый оренбургский пуховый платок, вдохновивший наших современников на великую песню.

В рамках работы выставки сотрудник Оренбургского областного музея изобразительных искусств Елена Духанина 27 февраля проведёт для гостей мастер-класс по вязанию оренбургского пухового платка.

Выставку можно посетить до 1 апреля 2016 года.

Коллекция оренбургских пуховых платков Оренбургского областного музея изобразительных искусств принадлежит к числу таких коллекций, без которых невозможно представить своеобразие российских народных художественных промыслов во всей полноте. Оренбургский платок занимает в ряду промыслов России одно из самых почетных мест. До сих пор, уже на протяжении 250-летней истории, платок сохранил свою рукотворную природу.

Сегодня музейная коллекция достаточно широко представляет искусство оренбургских мастериц. Первая половина ХХ века показана лишь единичными работами. Авторы платков этого периода, как правило, неизвестны. В 1987 году в музей из семьи Бутовских поступила оренбургская паутинка, которая датируется началом ХХ века. Край платка обрамлен кисточками. Платок Бутовских является самым ранним памятником оренбургского пуховязания в музейной коллекции. До сегодняшнего дня эта паутинка остается и самой легкой в коллекции. Она весит всего 40 грамм.

Гораздо больше в коллекции произведений, выполненных в 40-50-е годы. Этот период отмечен введением в структуру платка зубчиков. Коллекционные экспонаты дают возможность проследить эволюцию появления зубцов в оренбургском платке. Во второй половине ХХ века в оренбургском ажурном платке не остается плотного платочного вязания. Сегодня платок подчеркнуто декоративен. Ажурные формы выполняются на ажурном фоне, который уже не читается как второстепенный, подчиненный элемент в художественной структуре платка. Наиболее полно в коллекции представлена вторая половина ХХ века (60-90–е годы).

Коллекция позволяет не только проследить общие закономерности в развитии пуховязания, но рассмотреть авторские манеры и особенности творчества ведущих мастериц. В ней имеются произведения, которые отражают вершины достижений в творчестве оренбургских мастериц, а также платки, характеризующие уровень массовой продукции художественного промысла. Особое место в коллекции занимают платки Ольги Александровны Федоровой (1935-2008), члена СХ РФ, которой принадлежит большая роль в сохранении и развитии традиций ажурного пухового вязания. Основная часть коллекции представлена работами вязальщиц села Желтого Саракташского района, которое считают центром ажурного пуховязания. Желтинские платки - это классические паутинки, в основе которых лежит традиция, законы гармонического слияния функции и красоты, полезного и прекрасного. Пуховые платки лучших вязальщиц области составляют золотой фонд оренбургского народного художественного промысла, и как коллекция являют собой те высокие художественные и качественные критерии, которые характеризуют этот центр народного искусства.

скрыть »«
Вкл.
Выкл.
Обычная
версия сайта