Задать вопрос руководителю министерства

Анонс событий:

Народный календарь

Никифоры-Панкраты. Лаптев день 22 февраля

Именинники: Никифор, Иннокентий, Панкратий.

Тешился февраль оттепелями, а в амбарах, пустые закрома видя, над мужиком подначивал: "Коли думаешь до первой травы прокормиться - собирайся по хлеб за тридевять земель!" Февраль знай себе дует, зерно из сусеков выдувает.

Примечали: Старик-мороз у ворот тепло уволок.Не у всякого Панкрата - в закромах богато.На Никифора плетут особо здравые, целительные лапти. Ведь, действительно, наши предки носили лапти и весьма хорошо себя чувствовали, потому что это очень биогенная обувка. Сохранилось поверье, что пращуры воплощаются частично в своих потомках, так, например, зона стопы относится к прародителям, щиколотки - к дедушкам и бабушкам, колени - к родителям. Лапти помогают латать Родовую Память, т.е. то хорошее, что наработано многими предыдущими поколениями.

И когда во время простуды люди парят ноги, тем самым они не только усиливают циркуляцию крови в организме, но и "прокачивают" энергоканалы, связующие с предками и получают от них поддержку (т.е. то, что Держит Подъ, Основу).

В Музее изобразительных искусств представят народную праздничную женскую одежду

 

14 февраля 2018

 16 февраля в 16 часов в Музее изобразительных искусств Новгородского музея-заповедника (пл. Софийская-Победы, 2) состоится открытие выставки «Скрута девиц и молодиц», сообщает http://novgorodmuseum.ru

На выставке представлены девять комплексов женской одежды из фондов Новгородского музея-заповедника и двадцать пять праздничных костюмов из собрания Сергея Глебушкина (Москва). Известный в России собиратель и исследователь русского народного костюма привез в Великий Новгород предметы одежды представительниц Архангельской, Белгородской, Брянской, Воронежской, Рязанской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Нижегородской, Орловской, Смоленской, Тульской областей и Бурятии (конца XIX – первой половины XX вв.). Костюмы дополнены экспедиционными материалами и фотографиями из коллекции Натальи Шабельской, предоставленными Российским Этнографическим музеем (Санкт-Петербург).

На открытии выставки состоится творческая встреча с Сергеем Глебушкиным, а также при участии фестиваля русского костюма «Сарафан» (Великий Новгород) планируется демонстрационный показ русских народных костюмов, реконструированных в мастерской Софьи Владыкиной  «Славутница» (Санкт-Петербург) с использованием традиционной техники и материалов.

Выставка продлится по 15 апреля.

ДЛЯ СПРАВКИ

Сергей Анатольевич Глебушкин – член Союза художников России и Международной федерации художников, Общественного совета при Государственном Российском Доме народного творчества, Международной  Ассоциации искусствоведов и художественных критиков, Русского географического общества, Центрального совета Общероссийского общественного движения «Одарённые дети – будущее России», лауреат Всероссийских и Международных конкурсов и фестивалей фольклора.

«Скрута», «уряда», «выряд», «окрута», «сряда» – праздничная девичья и женская одежда в Новгородской губернии XIX в. Молодёжь принимала активное участие в деревенских праздниках. Отказ от гуляний вызывал осуждение старшего поколения. Во время «проходок» в нарядной одежде по улицам, в ярмарочных рядах, весёлых танцах и плавных хороводах парни высматривали себе невест. «Девица, девчоночка, девонька, девчужка, дева, девуня, деушка» – так ласково было принято обращаться к девушкам.

Вступление в прекрасный период жизни сопровождалось кардинальным изменением костюма. В этом случае скромность и дешевизна тканей не приветствовалась. Родители «справляли» для дочери на выданье несколько праздничных костюмов. Да и сама «невеста», девушка брачного возраста, должна была приготовить добротное приданое, овладев всеми видами женского рукоделия. Выход замуж для продолжения рода был главным предназначением девушки в деревенской общине. За время свадебного обряда молодые переодевались не меньше трёх раз. В одной одежде стояли под венцом, затем переодевались для застолья и третий раз для «княжого стола» на второй день.

На территории Новгородской, Архангельской, Олонецкой, в некоторых селениях Воронежской, Нижегородской, Тульской, Рязанской, Калужской, Курской губерний,  а также у русских старообрядцев Забайкалья бытовал комплекс одежды с сарафаном (упоминается в XIV – XVII вв.). Сарафан – длинная одежда на широких плечиках или лямках. Известно 4 типа. Самый древний тип сарафана: глухой косоклинный. Глухие сарафаны шились из домашнего сукна красного цвета, шерстяной домотканины, холста белого и синего цветов. Второй тип: распашной косоклинный сарафан, в боковые швы которого вшивались косые клинья с подклинками, расширяющими подол. Третий тип: круглый или прямой сарафан на узких лямках, который шили из 4-8 прямых полотнищ ткани, сборенных на груди. Этот тип сарафана пользовался популярностью у молодых женщин. Четвертый тип: сарафан с лифом. Сарафан носили с рубахой с прямыми поликами, душегреей, головным убором на жесткой основе (корона, кокошник, головодец).

Комплекс одежды с понёвой – древнейший тип русской крестьянской одежды (первые упоминания X – XIII вв.). Бытовал в Орловской, Воронежской, Рязанской, Нижегородской, частично Смоленской губерниях. Понёва, панёва, понька, понява – поясная одежда замужних женщин, надевали с белой рубахой с косыми поликами, широким поясом, передником, кичкообразным головным убором. В основе поневы всегда лежали 3 полотнища черной, синей, реже красной шерстяной клетчатой ткани. Существовало несколько типов понёв: распашная, понёва с прошвой, понёва-юбка, глухая (более поздняя).

Комплекс одежды с  юбкой – андараком, (упоминается с XVI в.), Тульская губерния. Такую юбку, сшитую из 5-7 полотнищ, верхний край которых собран в складки и обшит тканью, носили с рубахой, широким поясом и передником. На территории Новгородской, Архангельской губернии, наряду с сарафанным, бытовал юбочный комплекс, включавший в себя кофту либо баску, передник, пояс, головной убор с платком. Баски шили из тафты, чтобы «огнём горели и шуршали». Кофта – «казачёк», баска составляли женский костюм – «парочку». Передники по крою делились на несколько типов: повязываемые на талию или надеваемые через голову.

Праздничные костюмы дополняли различные шейные (наборошник, ошейник), нагрудные украшения (бусы, грибатки, чёпки) и жемчужные серьги. Белый цвет камня ассоциировался у крестьян с невинностью и молодостью. Русская народная одежда отличается высокой художественностью и разнообразием. Мастерство, с которым женщины пряли, ткали, вышивали, сохраняя вековые традиции, удивляют всех, кто хотя бы раз соприкоснулся с народным костюмом. Знание истоков его художественной природы дает нам возможность приобщиться к традиционной русской культуре.

скрыть »«
Вкл. Выкл.
Обычная
версия сайта