Задать вопрос руководителю министерства

Анонс событий:

Народный календарь

Кирилл Солоноворот 25 июня

Именинники: Александр, Кирилл, Марфа, Фекла.

По народному поверью, на Кирилла отдает земля солнышку силу. День летнего Солнце Стояния. Самый длинный день, самая короткая ночь. В этот день проводили очищение детей Огнем, Водой и Мёдной Росой. Проводили такое очищение святые старцы, ибо ведали много более нынешних ученых. Знали как с ребенка порчу извести, как подлатать здравие, как наставить на жизнь благостную - на радость родителям, во славу Божию.

Если были болезни кожные, то сажал старец определенным образом ребеночка на деревянную лопату и на несколько мгновений задвигал ее в печь, такого обжига не выдерживали и "наведенные" болезни - бежали от огня к тем, кто их насылал.

Очищение Водой сохранилось до наших дней, это и обряд Крещения и Водосвятия на большие праздники. В народной же традиции это троекратное окатавание водой из реки со чтением молитв или же, когда больной или ослабленный заходит на быстрину реки и, стоя спиной к течению просит матушку-реку смыть с него скорби и болезни. Про медные трубы слышали, наверное, все, а вот как проходить через них знает не каждый?

А у бабушек наших и дедушек именовались они мёдными фрубами, и детишек на рассвете нагишом пускали в поле, где травы стояли выше человеческого роста и ребетня бегала, резвилась в свое удовольствие, и оставались за нами проходы в травах. Луговое разнотравье - огромная кладовая здоровья: это и фитонциды, говоря по современному, и пыльца, на основе которой, сейчас изготавливают кремы, и драгоценные капелька солнечной росы - благодать Божия.

А рожденного в этот день Земля-Матушка крепко на ноги ставит. В это время поспевает земляника. Ягодка хоть и маленькая, но очень заметная. И не только потому, что яркая и нарядная. Подобных красавиц в лесу все же много. Но запах! Таким роскошным благоуханием не обладает, пожалуй, ни одна лесная ягода. Впрочем, как и домашняя. Вкус у земляники потрясающе нежный и стойкий, всего лишь одна съеденная ягодка вас сразу покорит и заставит долго помнить о себе.

Примечали:
Ради земляники земле поклонишься не раз.

В Детском музейном центре откроется выставка «В лесу родилась ёлочка»

 

5 декабря 2017 – 21 января 2018

5 декабря в 16 часов в Детском музейном центре Новгородского музея-заповедника (Кремль, Судейский городок, 3) откроется выставка «В лесу родилась ёлочка», сообщает http://novgorodmuseum.ru

На выставке представлены экспонаты из фондов Новгородского музея-заповедника (изделия из пород хвойных деревьев, которыми пользовались жители средневекового Новгорода), зоологического музея НовГУ (чучела животных и птиц), образцы промышленной продукции (скипидар, камфара), авторские работы из елового капа мастера И.А. Шарипова, атрибуты новогодних праздников (ёлочные игрушки, украшения, подарки, костюмы Деда Мороза и Снегурочки). Выставка охватывает темы: «Ель как символ Рождества и Нового года», «Ель как обрядовое дерево», «Новгородские святки», «Ель и животный мир», «Значение ели с древнейших времен в жизни человека».

Выставка будет работать по 21 января 2018 года.

Наряженное еловое деревце, стоящее в доме на Новый год, кажется нам столь естественным, что не вызывает никаких вопросов. Подходит Новый год, и мы, по усвоенной с детства привычке, устанавливаем его, украшаем и радуемся ему. Но если обратиться к истории русской елки, можно увидеть, как постепенно меняется отношение к этому дереву, как растет и утверждается его культ, и как елка одерживает полную победу. Став всеобщей любимицей и символом Рождества и Нового года, она остается в памяти детей на всю жизнь.

История превращения ели в рождественское дерево берет начало на территории Германии, где, во времена язычества, ее чтили и отождествляли с мировым деревом. У германцев издавна существовал обычай идти на Новый год в лес, где выбранное для обрядовой роли еловое дерево освещали свечами и украшали цветными тряпочками, после чего вблизи или вокруг него совершались соответствующие обряды. Возникновению культа ели, как символа неумирающей природы способствовал ее вечнозеленый покров, позволявший использовать ее во время зимнего праздничного сезона. После крещения германских народов обычаи и обряды, связанные с почитанием ели, начали постепенно приобретать христианский смысл. Ее стали употреблять в качестве рождественского дерева, устанавливая в домах уже не на Новый год, а в Сочельник (канун Рождества, 24 декабря), отчего она получила название рождественского дерева – Weihnachtsbaum.

Говоря об обычае елки в России, ведущего свое начало с петровской эпохи, необходимо различать два понятия. Первое – это помещаемое в жилье вечнозеленое дерево, изображающее собой «неувядающую благостыню Божию» и являющееся символом неумирающей природы. Второе – детский новогодний или рождественский праздник в честь этого дерева с танцами, играми вокруг украшенной ёлки. В дореволюционной России праздники рождественской и новогодней елки были в числе самых любимых. После прихода к власти большевиков началась активная кампания борьбы с ними, так как они ассоциировались с буржуазным бытом и религиозным сознанием.

Возрождение праздничной елки началось с 1935 года. Новый год стали отмечать как праздник начала года, Рождество было вычеркнуто из праздничного календаря и елка из рождественской превратилась в новогоднюю. С этого времени празднование Нового года начинает устраиваться в школах, детских садах, на предприятиях, городских домах культуры и сельских клубах по всей стране. Тогда же главными «распорядителями» новогодней елки становятся Дед Мороз и Снегурочка. Новый год был и остается одним из самых любимых праздников. С ним связываются надежды на будущее, мечты о светлой и счастливой жизни.

скрыть »«
Вкл.
Выкл.
Обычная
версия сайта