Интернет-приемная

Анонс событий:

Народный календарь

День Андрея Первозванного. День Мольбы об истинных женихах. Рождественский пост 13 декабря

Именинники: Андрей.

Андрей Первозванный - покровитель морского искусства. Ему же молятся девицы о даровании хороших женихов. Предшествующая этому дню ночь называется "Андреева ночь". По народному поверью в эту ночь молодым девушкам и парням может явиться образ суженых. Для этого, ложась спать кладут кусочек испеченного своими руками хлеба под подушку, приговаривая: "Суженый-ряженый, приходи моего хлебушка отведать".

В этот день наслушивали воду. Старики этот обычай чтили. Поутру шли на реку, рубили прорубь, прежде чем зачерпнуть воды, опускались на колени на краю проруби, прижимались ухом ко льду и слушали. Верили, что коли шумная вода, то надо ждать метели, стужи. Коли тихая вода на Андреев день, то зима будет тихой, хорошей.

Черпали воду из проруби, несли домой. И когда вода была шумная, то сразу ее не наливали в чугуны, не разливали по лоханям. А надо было воду успокоить, чтобы с этой водой в твой дом шум не вошел: "Шум-шумок, ты почто спохватился? Коль на радости - стучи. Коль на горе - смолкни. У сохи, корчи, гнести, не созывай к моей печи."

Обережная трава твоя - вероника - андреева трава, терпка, горька. В венок свитая от лукавого она.

В Детском музейном центре открывается выставка, посвященная театральной кукле

 

4 июля 2019

5 июля в 16 часов в Детском музейном центре (Кремль, Судейский городок, 3) открывается выставка «Великий волшебник – театр. Театральные куклы разных стран мира из фондов Новгородского музея-заповедника и частных коллекций». Выставка приурочена к Году театра в России, сообщает http://novgorodmuseum.ru

Около 100 предметов по замыслу авторов призваны продемонстрировать разнообразие театральных кукол Европы, Азии и России. Несмотря на то, что большинство экспонатов изготовлены в XIX – начале XXI века, они сохранили традиции древних мастеров. Выставка знакомит с народными театрами Средних веков и Нового времени, которые были частью повседневной культуры горожан и деревенских жителей. .

Посетители выставки увидят различные системы кукол, бытовавших в национальных театрах Азии. Индия представлена марионетками Музыканта, Танцовщицы, Воина, Вельможи. По своей сложности они уступают европейской марионетке, а потому не отличаются подвижностью. Выразительность образа достигается за счет создания скульптуры из дерева, одетой в довольно подробный традиционный костюм. Такие куклы служили для представлений на бытовые сюжеты.

Характерными чертами обладают марионетки народного театра Мьянмы (Бирмы). Вырезанные из темного дерева подвижные части соединены нитками и особым устройством шарниров. Ткань для изготовления кукол не использовалась, все детали мастер изображал резьбой, особенно искусно прорабатывая голову. Еще большей красотой и детализацией наделены марионетки бирманского театра Йоутэйпве. В фигурах слона и коня одновременно видны зооморфная стилизация, сопровождаемая искусной орнаментацией, и стремление передать подробность движения. Театральным куклам местные жители приписывали мистические свойства, и когда марионетки приходили в негодность, их не выбрасывали, а с почестями захоранивали.

Существует множество разновидностей индонезийского театра Ваянг, включающего как объемных кукол, маски, так и наиболее прославленный во всем мире театр теней. Посетителям выставки представлен Ваянг голек, то есть, гапитно-тростевые деревянные расписанные человеческие фигуры в тканевых одеждах. Управляли такими куклами исполнители за ширмой, а сюжеты опирались на эпизоды индийского эпоса.

Особенное устройство имеют куклы японского музыкального театра Бунраку. С их помощью разыгрывались пьесы национальных драматургов и сказочно-мифологические истории. Достигая в высоту половины человеческого роста, фигуры Бунраку крепились на раму с переплетением нитей. Таким образом кукла двигалась, могла шевелить пальцами и даже высовывать язык. Существовали и очень эффектные трюки с превращениями. Некоторое представление о японском Бунраку на выставке можно составить по сувенирным копиям, выполненным мастером Икуко Кикучи в 2000-х годах.

В Европе и России наиболее распространенным в XVII – XIX веках был перчаточный театр. У нас его знают как театр Петрушки – героя в красном колпаке, со злобным оскалом и скверным характером. В Германии таким героем стал Касперл, в Италии – Пульчинелла, в Англии - Панч. Все эти театры объединяет одинаковый принцип устройства, когда один исполнитель манипулировал большим количеством персонажей за ширмой под аккомпанемент музыканта. Кукла надевалась на руку и состояла из тканевой основы с деревянной (реже керамической головой). Набор характерных персонажей соответствовал социальным статусам и героям фольклора, присущего той или иной местности, но всегда был узнаваем и злободневен. Касперл, Петрушка, герои неаполитанского Буратинайо не стеснялись непристойных шуток, демонстрации убийств, в том числе представителей власти, и самой Смерти.

Свой плут в XVI веке появился и в Турции. Его имя, Карагёз, и дало название всему народному театру. В отличие от европейского, турецкий театр был теневым и при этом цветным. Фигуры изготавливались из кожи буйвола или верблюда и раскрашивались в пестрые цвета, которые хорошо были видны зрителям на просвет. Такие куклы были очень трудоемкими и требовали большого мастерства, передаваемого по наследству. Сегодня профессиональные исполнители пользуются фигурами из синтетической пленки, максимально повторяющими традиционные особенности старинного Карагёза. Образцы современного турецкого театра и экспонируются на выставке.

Отдельный интерес представляют наборы для домашнего театра. Домашние кукольные представления были распространены среди европейской знати и буружа с XVIII века. Как правило, исполнителями в таком театре выступали дети, а сюжеты были построены на известных сказках или притчах. Домашний театр был частью воспитательного процесса и развивал не только артистические, творческие способности, но и помогал уяснению моральных, нравственных и религиозных принципов, принятых в обществе той или иной эпохи. Куклы и декорации для домашнего театра могли изготавливать сами дети, но чаще всего приобретались у профессиональных мастеров по индивидуальному заказу или у кустарей. В XX веке производство наборов для домашнего настольного кукольного театра было поставлено на промышленную основу. На выставке представлен набор марионеток из Чехословакии. В него вошли традиционные сказочные персонажи Кашпарек (чешский Петрушка), Король, Королева, Принцесса, Принц, Егерь, Водяной, Гном, Черт, животные и другие. Театр теней «Кот в сапогах», изготовленный московской полиграфической фабрикой в 1946 году, содержит декорации и фигуры, а также брошюру с рассказом об устройстве такого типа театра и пьесой по мотивам известной сказки.

Дополняют выставку марионетки, изготовленные новгородскими мастерами. Среди них персонажи спектаклей Детской музыкальной школы им. А.С. Аренского, работы Алисы Олигеровой и другие. Также посетители смогут увидеть рождественский вертеп, копию экспоната из фондов Русского этнографического музея.

Для маленьких посетителей на выставке работает «фотозона», где можно сфотографироваться с марионеткой или перчаточной куклой. В рамках афиши выходного дня запланированы экскурсии, мастер-классы, интерактивные программы. Дети и взрослые получат уникальную возможность узнать секреты изготовления театральных кукол и попробовать себя в роли исполнителя. Выставка продлится по 19 января 2020 года.

скрыть »«
Вкл.
Выкл.
Обычная
версия сайта