Интернет-приемная

Анонс событий:

Народный календарь

Евстигней Житник 18 августа

Именинники: Евстигней, Нонна.

В этот день проводят заклинание жнив от нечисти.

Поверье: Какой погодой житник отметится - тем отзовется декабрь. В этот день старуха-главнуха чуть свет поднималась, за квашню принималась. Квашня, бывало, по летам старухе ровня была. А то и старше. О квашне говорили: "Не живая, а дышит".

Старуха прижимала пустую квашню к животу, как бы доверяя ей жизнь домочадцев. В этот день полагалось замесить первый ячменный хлебец из первого намолота. Ячмень - самый северный колосовой хлеб. Ячмень сеяли, пока цветет калина. Сеяли в полнолуние на свежем навозе. Западный ветер пережидали. При нем, считали, взойдет ячмень худой, с колосом малым, скудным. Ячмень - житарь, житник, от слова жить.

Жатвенные обряды

Когда жатвы наступает срок, а первой кланяются матушке ржи, то жнеи из первой святой горсти делали себе пояс. Како матушка-рожь стояла год, не устала, так бы и мне стоять, жать - не уставать. Пояс, как обережная сила, способствовал легко разгибать спину. Пояс давал жнее спорую жатву, хранил ее от худых ветров, от порезов.

Традиции русского чаепития в интерьерах XIX – XX веков

 

4 марта – 20 апреля 2011

Традиции русского чаепития в интерьерах XIX XX веков

4 марта 2011 года в 16.00  в Детском музейном центре Новгородского музея-заповедника (Кремль, Судейский городок, 3) открывается выставка «Русское чаепитие». На выставке представлено более 250 экспонатов из фондов Новгородского объединенного музея-заповедника. Основу выставки составляют коллекции самоваров и фарфора XIX – начала XX вв. Выставка музея-заповедника демонстрирует традиции чаепития как составной части повседневной и праздничной жизни. Посетители соприкоснутся с удивительным миром русского гостеприимства и радушия. Самовары известных российских производителей, изысканная серебряная и фарфоровая посуда, чайная упаковка, реклама и все, что имеет отношение к ритуалу чаепития, предстанет перед зрителями не только за стеклом витрин, но и в интерьерах купеческого дома, крестьянской избы и городского трактира.

В структуре выставки выделены три основные темы: русская чайная церемония, русская «чайная машина» - центральный предмет чаепития и чаепитие в художественных произведениях, фотодокументах, рекламных плакатах и предметах декоративно-прикладного искусства XIX – начала XX вв.

На протяжении XIX - XX веков самовар был характернейшим символом русского быта, центральным предметом чаепития и частью национальной культурной традиции. Самовар всегда был своеобразным олицетворением русского гостеприимства и радушия, располагал к душевной беседе и наполнял дом радостью, спокойствием и уютом. Нередко в зажиточных городских семьях было по два самовара: один - дорогой и красивый - для торжественных случаев, другой – бытовой   ?   на каждый день. Самовар был обязательным предметом в путешествии. Люди, отправлявшиеся в дальний путь, брали с собой дорожный самовар и погребец с чайницей, заварным чайником, коробкой для сахара и коробкой для бутербродов, с ложками, чашками и блюдцами. Самовары обязательно имелись на каждой ямской, а позже железнодорожной станции, в придорожных трактирах и на постоялых дворах.

Среди наиболее распространенных форм самовара -  «банка», «рюмка», «шар», «ваза», «яйцо», «желудь», «дуля», «репка» и их разновидности. Шарообразные самовары русской работы очень ценились в Персии и Средней Азии. Большим спросом пользовались самовары с необычной формой ножек, тулова, крана или декорированные каким-либо узором. Розничные цены зависели и от размеров самовара, которые в те годы были чрезвычайно разнообразны – от малюток, рассчитанных на один стакан, до великанов, емкостью в несколько ведер. Огромные самовары чаще всего можно было увидеть в гостиницах и трактирах, они вмещали в себя до 10 ведер воды.

     Подобные самовары можно будет увидеть на выставке в музее-заповеднике. А также - самовары жаровые редких форм: дорожный для пикников, бульотки, чайник-самовар, самовар на две чашки «Эгоист», парные самовары «античная ваза» (самые ранние – первая треть XIX в.), самовары с дарственной надписью.    

Выставка будет работать с 4 марта по 20 апреля 2011 года.

скрыть »«
Вкл.
Выкл.
Обычная
версия сайта