Интернет-приемная

Анонс событий:

Народный календарь

Луков день 20 сентября

Именинники: Иван, Лука, Макар, Серапион.

Лук в косицы плели девицы. "Лук избавляет от сема недуг!" - приговаривала ведунья, прикладывая испеченную луковицу к нарыву.

А девицам сказывала: "Косы будут шелковы и туги - от луковой мокрети и от луковой шелухи".

Русский лубок в собрании Новгородского музея

 

16 июля 2014

18 июля 2014 года в 16:00 в выставочном зале Главного здания музея (здание Присутственных мест. Кремль, 4) открывается выставка «Русский лубок в собрании Новгородского музея-заповедника».

Лубок — особый вид искусства. Нет четких признаков лубочной картинки, поэтому определения круга произведений этого жанра (в том числе и при работе над этой выставкой) отличаются известной субъективностью.

Народная гравюра возникла в Европе в XV в. почти одновременно с печатной традицией. В XVI—XVII вв. народные гравюры становятся известными и в России. В XVII в. их называли «потешными листами», в XVIII в. — «печатными листами», «московскими картинками», «панками», «забавными историческими листами»; продавцы XIX в. называли их «простовики» с подразделением на «праздники», «конницу» и «балагурник». Термин «лубочные картинки» ввел в 20-х гг. XIX в. профессор Московского университета И. М. Снегирев; крупнейший исследователь и издатель лубочных картинок Д. А. Ровинский переименовал их в 1881 г. в «руссские народные». В XIX в. появилось и бытует до сих пор название «лубок», в XX в. прибавились словосочетания «народный лубок» и «народная гравюра».

Литературные и изобразительные сюжеты лубочная картинка брала в иконе, фреске, в рукописных сборниках фацеций XVII—XVIII вв., в рыцарском переводном романе, в итальянских и русских сказках, песнях, в литературной «классике», позднее — в газетных и журнальных текстах.

В XVII в. лубочные картинки украшали и избы крестьян и царские хоромы, в XIX в. становятся достоянием лишь городских низов и крестьянства. Для них лубок заменял и книгу, и песенник, и отчасти газету.

Интерес к отечественной культуре и ее традициям, общая ретроспективность эстетического сознания и кризис стиля в искусстве 1980-х годов вызвали новое проявление интереса к лубку, причем не только у представителей изобразительного искусства. Появились пьесы-лубки («Печка на колесе» Н. Семеновой), фильмы-лубки («Любовь и голуби» режиссера В. Меньшова).

Народные картинки из собрания Новгородского музея-заповедника сравнительно позднего происхождения. Это собрание неполно, фрагментарно и случайно. Но и оно дает возможность познакомиться с подлинными образцами этого особого вида искусства, оценить необыкновенное разнообразие его тематики.

Термин «лубок» довольно широк по своему смыслу. Произведения прикладного искусства, близкие народной гравюре по изобразительному языку и художественным принципам и избравшие ее эталоном для подражания, приобрели черты, которые не могут быть обозначены иначе как «лубочные». Этим объясняется расширение экспозиционного ряда выставки за счет резных шкафов городецкого мастера Г. Е. Токарева-Казарина начала XX в, фарфоровой скульптуры  частных российских заводов XIX в.  и  авторского фарфора конца XX столетия.

В программе открытия выставки  – литературно-музыкальная композиция по мотивам сказа Л. Филатова «Про Федота Стрельца Удалого Молодца» в исполнении заслуженного артиста А. Устинова и двух балалаек.

18 июля в 15:30 на выставке состоится пресс-показ для СМИ.

скрыть »«
Вкл.
Выкл.
Обычная
версия сайта