Интернет-приемная

Анонс событий:

Народный календарь

Вукола Телятник 19 января

Крещенский снег хранят от всяких недугов. Ночью идут Крестным ходом к специально подготовленной проруби и, помолясь, трижды окунаются: "Во имя Отца, Сына и Святаго Духа". На здравое житье-бытье, на избавление от немочей, для укрепления духа. По благословению окунают как малых, так и старых, и кто в Богоявленскую ночь приобщился к таинству Крещенского омовения, тот не знает простуд и хворей в течение года; если же кто, исповедовавшись в своих грехах, с верою великой окунется, то по Божьему Промыслу и смертельные болезни проходят. Ночь сия волшебством полна, как в человеке есть остов - крест православный, так и в водах он в эти дни проявляется, открывает тайну свою, имеющим душу чистую и сердце зоркое?

18 и 19 января освящают воду - Водосвятие, Праздник Светов. Эту воду, как и Крещенский снег, хранят для избавления от болезней, если вдруг дитятко плачем зальется, матушка сразу же умоет его Крещенской водой и дитя успокоится.

С Крещения до Масленицы играли свадьбы. Поэтому девушки на заре слушали: "Не стукнет ли воротное кольцо?" Было поверье, что в этом стуке можно узнать имя суженого. Кидали башмачок за ворота и смотрели в какую сторону повернут носок, оттуда и следует ждать жениха, если башмачок падал носком во двор - значит, сидеть в девках еще год.

Примечали:

Если крещенские морозы сильнее рождественских - год будет рожайный. Крещение под полный месяц - к большой воде. Метель на Крещение - к хорошему роению пчел.

Рождественские святки

 

11 января 2004

На Святки гадают особенно много и по-разному. Так, девушка, отправлялась к амбару и сказав: "Суженый-ряженый, приходи рожь мерить!", прислушивались к звукам внутри амбара: если послышится, что там пересыпают зерно, то девушка выйдет замуж за богатого, если же почудится, что метут пол веником - быть ей за бедным.

Повсеместно девушки на Святках выходили "снег полоть". Снег собираешь в полу пальто и говоришь: "Поля, полю снежок на собачий следок!" Потом снег из полы пальто перекинешь через левое плечо и скажешь: "Наша клята, ваша свята. Миленький, ау!". Приговаривали и так: "Полю, полю белый снег, полю, приговариваю: взлай. взлай, собачка, на чужой стороне, у свекра на дворе, у свекрови на печном столбе, у ладушки на кроватушке".

Очень распространено было гадание с помощью петуха. Гадальщицы раскладывали на полу (на столе) шепотку крупы, кусок хлеба, ножницы, золу, уголь, монетки, ставили зеркало и миску с водой. Затем вносили петуха и смотрели, что он начнет клевать в первую очередь: крупу - к богатству, хлеб - к урожаю, ножницы - суженый будет портной, золу - табачник, уголь - к вечному девичеству, монетки - к деньгам, если петух клюнет зеркало - муж будет щеголем, и т. д.

На ночь девицы подвешивали в сарае гребень: жених ночью чешется, и его узнают по масти оставшихся волос. "Богатый, бедный, вдовец, холостец" - перечисляет девушка, считая колья в тыну.

Выдергивали из стога колосок: если попадется с зерном, замужем быть за богатым. Костромские девки "сковородник маме под подушку клали - блинами жениха кормить. Сковородку под матрац, сковородник вдоль кровати".

Страшным, но "самым верным" считалось гадание ночью в пустой бане с помощью зеркала и свечей. Решалась на такое высматривание суженого далеко не каждая девушка.

скрыть »«
Вкл.
Выкл.
Обычная
версия сайта