Интернет-приемная

Анонс событий:

Народный календарь

День Андрея Первозванного. День Мольбы об истинных женихах. Рождественский пост 13 декабря

Именинники: Андрей.

Андрей Первозванный - покровитель морского искусства. Ему же молятся девицы о даровании хороших женихов. Предшествующая этому дню ночь называется "Андреева ночь". По народному поверью в эту ночь молодым девушкам и парням может явиться образ суженых. Для этого, ложась спать кладут кусочек испеченного своими руками хлеба под подушку, приговаривая: "Суженый-ряженый, приходи моего хлебушка отведать".

В этот день наслушивали воду. Старики этот обычай чтили. Поутру шли на реку, рубили прорубь, прежде чем зачерпнуть воды, опускались на колени на краю проруби, прижимались ухом ко льду и слушали. Верили, что коли шумная вода, то надо ждать метели, стужи. Коли тихая вода на Андреев день, то зима будет тихой, хорошей.

Черпали воду из проруби, несли домой. И когда вода была шумная, то сразу ее не наливали в чугуны, не разливали по лоханям. А надо было воду успокоить, чтобы с этой водой в твой дом шум не вошел: "Шум-шумок, ты почто спохватился? Коль на радости - стучи. Коль на горе - смолкни. У сохи, корчи, гнести, не созывай к моей печи."

Обережная трава твоя - вероника - андреева трава, терпка, горька. В венок свитая от лукавого она.

Преодоление кризиса: мнение члена Союза художников России Владимира Воропанова

 

16 октября 2008

Интервью с директором Вологодской областной картинной галереи, заслуженным работником культуры РФ, членом Союза художников России Владимиром Воропановым по итогам межрегиональной выставки "Российский Север-X".

-  Владимир Валентинович, пять лет назад межрегиональная выставка "Российский Север" проходила в Вологде. Теперь Великий Новгород. Вам, как говорится, есть с чем сравнить...

-          Действительно. И, в первую очередь, хочется отметить, что на новгородской выставке,   на мой взгляд, преодолены многие кризисные моменты. Относительно творческого состава в частности. Ведь выставка - это этап не только развития изобразительного искусства за определённый период времени, но и культуры и даже страны в целом.

  На каждой из десяти межрегиональных выставок   были свои определённые проблемы. Особенно это затронуло   1970-1980 годы. "Советский Север"   был в то время зачастую конфликтным:   давление идеологических структур   с одной стороны,   конфликт между поздним социалистическим искусством и очень агрессивными тогда новыми авангардными тенденциями с другой не могли не отложить свой отпечаток на организацию и проведения выставок.    Новгородская же выставка, на мой взгляд, по творческому составу получилась   очень гармоничной. Можно с уверенностью констатировать, что наступивший сейчас   период стабилизации в стране, касается не только   экономической стороны, но и творческой.   Также стоит отметить,   что в очень доброжелательной обстановке проходила и работа выставкома.   В этом   большая заслуга местных художников, в первую очередь   Журавлёва Дмитрия Власовича, который является   долголетним председателем выставочного комитета, Бориса   Непомнящего, Александра Варенцова и других мэтров Новгородчины.

-          А как вы относитесь к тому, что одной из выставочных площадок, на которой размещены работы,   являются   площади торгового центра   "Диез"?

 

-          Такие масштабные выставки   как "Российский Север" проводить в наших городах очень трудно. Как правило,   нигде нет единых выставочных комплексов. В Вологде, например, тоже   было задействованы несколько помещений - в старой части города, вологодском Кремле,   залы картинной галереи. Но здесь мы все переживали, что же из себя представляет   площадка в магазине. Когда туда привезли работы, признаться честно,    у меня было шоковое состояние.   Потому что я, как музейщик, очень переживаю, каким образом будут представлены работы, как это будет смотреться со стороны.   Тут ведь всё-таки магазин, куда публика идёт с совершенно иными целями. Поэтому, когда работы развешивали, я даже ушёл, чтобы глаза мои на это действо не смотрели.   Но знаете,    когда поставили стенды,   полностью оформили экспозицию, всё как-то образовалось. Мне даже понравилось: это современное   пространство, поэтому   и работы, экспонирующиеся   на площадях "Диеза", подобраны    более активные,   живые,   динамичные, экспрессивные.

 

- Если говорить о живописи, представленной на выставке, а именно мастера кисти и холста   задают здесь тон,   можно ли судить о живописном направления Северо-Западного региона в целом?

-            Можно смело констатировать, что в Северо-Западном регионе   сейчас очень сильно представлена традиционная реалистическая школа живописи, но не в узкой линии развития, а   полнокровно. Я бы сказал такой своеобразный лирико-романтический романтизм, ориентированный прежде всего на личностные, духовные ценности. Традиционная линия живописи, которая была более всего представлена в старом русском искусстве сохраняется в нашем регионе до сих пор, я думаю, во многом благодаря тому, что наши мастера до сих пор пишут от души, без прицела на коммерцию. Тогда как в других регионах страны творческий процесс давно уже имеет коммерческую основу. Художники там пишут сразу с мыслью    о том, как бы реализовать продукт своей деятельности. И творчество за этой меркантильностью теряется. У нас такого движения пока нет. Поэтому сейчас наша основная задача состоит как раз именно в том, чтобы   утвердить и отстоять своеобразие российской национальной школы живописи.

-          Что даёт такая выставка молодым авторам??

-          Выставки такого плана, как "Российский Север"   и проводятся с прицелом на молодых, потому что по её итогам   интересные молодые авторы будут рекомендованы на вступление в Союз Художников.

  В Великом Новгороде, на мой взгляд, сейчас весьма удачно решается одна из важнейших проблем - смена поколений. Очень много молодых авторов, разных. Это приятно. Потому что во многих городах сейчас идёт   отток моллдёжи,   а старики уже не так активны. Сложная ситуация в Мурманске, Сыктывкаре, у нас в Вологде, где   нет   своих художественных   учебных заведений, и, уезжая на учёбу в соседние регионы, молодежь, как правило, домой уже не возвращается. Творит "на стороне". Новгороду в этом плане повезло.

 

-          Многие творческие люди из Великого Новгорода, да и соседних областей с завистью смотрят   в сторону Вологды. Говорят, у вас там очень комфортная среда для мастеров. Поделитесь секретами   такого благополучия.

-          Я   считаю, что у нас, действительно,   наиболее активная и интенсивная творческая   жизнь. Сейчас редчайший случай, когда вы беседуете с директором художественного музея и членом выставкома одновременно. Ни один другой директор не будет участвовать в подобных мероприятиях. Но лично я делю все музеи на живые и мертвые, перспективные и консервативные. У нас, может быть, единственный музей в стране, который любит современных художников. Мы с ними постоянно работаем.

У нас очень много разных направлений деятельности. По мимо всех моих должностей я являюсь ещё   председателем   Вологодского клуба коллекционеров, исполнительным директором фонда Корбакова. Владимир Николаевич Корбаков - народный художник   РФ, действительный член РА художеств.   Более десяти лет существует благотворительный фонд   его имени, объединяющий крупнейших представителей бизнеса, общественных организаций. Специально   для показа его творчества   благодаря деятельности   членов фонда и администрации города построен музей, где хранятся и экспонируются его работы, этот музей входит также с структуру картинной галереи. То есть каждого художника мы стремимся   сохранить.   Кроме того, каждый член творческих союзов у нас ежемесячно получает творческое пособие. Ежегодно мы печатаем 30-40 художественных альбомов. И не только своих, местных авторов, но и тех, кто у нас выставляется.

- У вас такой деятельный Союз художников, который может "пробивать" любые стены: будь то чиновники или бизнес- структуры?

- Дело не только в Союзе или органах культуры. А во взаимодействии между этими структурами. У нас для департамента культуры Вологодской области творческий работник - это святое. Естественно, нужны и лидеры среди деятелей искусства. А их нужно поддерживать. И наше руководство это, к счастью, понимает, а бизнес старается поддерживать.    Чего и желаю своим коллегам в соседних губерниях.

скрыть »«
Вкл.
Выкл.
Обычная
версия сайта