Интернет-приемная

Анонс событий:

Народный календарь

Митрофанов день 17 июня

Именинники: Астий, Елизар, Зосим, Мефодий, Митрофан, Севериан, Силантий.

В родительскую субботу приходят на кладбища, украшают могилы, поминают с молитвой усопших. На Митрофана окликают ветер. Просят его пригнать дожди благодатные.Ветер на Митрофана подует с гнилого угла -жди ненастья.

Ветер, он все скажет, но спрашивай, не торопи. Он пока до тебя долетел - семь рек выпил, семь воронов позади себя оставил, будто семь листьев, деревом оброненных.

Примечали:
С Митрофания сей лен.

Премьера оперы А. Аренского «Рафаэль» на родине композитора

 

23 ноября 2007

21 ноября в зале лектория Новгородского кремля с аншлагом прошла премьера оперы Антония Аренского   "Рафаэль".

 

"Событие это уникально и для его характеристики больше всего подходит слово "впервые", - сказала перед премьерой кандидат искусствоведения Татьяна Берфорд, -

впервые опера исполняется на родине композитора, в Великом Новгороде, впервые в нашем городе звучит именно опера, а не камерные сочинения Аренского, впервые силы музыкальной общественности смогли объединиться, чтобы осуществить этот замысел".  

 

Замечательно, что все желающие смогли попасть на премьеру (для тех, кому не хватило места в зрительном зале,  были  расставлены приставные стулья). Приятно было видеть в зале пожилых педагогов, бывших преподавателей колледжа искусств имени С.В. Рахманинова (им прислали пригласительные билеты), было много учащихся музыкальных школ и их наставников, были новгородские хормейстеры, дирижеры, композиторы, и, конечно, истинные любителей музыки.    

В постановке участвовали четыре хоровых коллектива: хор мальчиков ДМШ имени А.С. Аренского, хормейстер Светлана Михайлова; хор дирижёрско-хорового отделения колледжа, руководитель Игорь Быстров; два хоровых коллектива, которыми руководит Юрий Никифоров  - Детская хоровая капелла Великого Новгорода и хор НовГУ имени Ярослава Мудрого.

Симфонический оркестр колледжа искусств имени С.В. Рахманинова под управлением Виктора Сыроквашина объединился с камерным оркестром Новгородской областной филармонии.

Партии действующих лиц исполняли:

Рафаэль - солистка филармонии Лидия Рюшина (меццо-сопрано);

Форнарина (натурщица, возлюбленная Рафаэля) - солистка филармонии Екатерина Трошкова (лирическое сопрано);

Кардинал Бибиена - преподаватель колледжа Олег Пийр;

народный певец - солист ГАБТ Виталий Панфилов (в прошлом ученик О.Г. Пийра по классу вокала). 

Колорит опере придавали стилизованные костюмы героев и репродукция картины Рафаэля, единственная декорация оперы. Эту работу выполнили художники Лариса Филь и Анатолий Шибанов. А то, что останется документом в музыкальной истории Новгорода, - афиши, буклеты, - создали студенты-дипломники художественного отделения колледжа.

Текст буклета, историческую справку, краткое содержание оперы подготовила кандидат искусствоведения Татьяна Берфорд.

Объединить без малого сотню исполнителей и осуществить первую постановку оперы силами новгородских музыкантов смогла преподаватель колледжа искусств Идея Гавриловна Демидова, Заслуженный работник культуры РФ, страстный пропагандист творчества Антония Степановича Аренского.

Её проект "Опера "Рафаэль" на родине композитора в Великом Новгороде" получил призовое место на городском конкурсе, посвящённом юбилею Великого Новгорода.

 

Виталий Панфилов (солист Большого театра, Дипломант конкурса "Золотая маска", в прошлом - выпускник колледжа искусств имени С.В. Рахманинова) с большим желанием принял участие в первом исполнении оперы:

- Специально приехали из Москвы, чтобы спеть "Песню певца за сценой"?

- Да. Во-первых, это интересно для тенора. Во-вторых, хотелось поддержать начинание, чтобы Новгород брал на себя больше инициативы в организации музыкальных замыслов.

Смогли же собрать солистов, великолепные хоровые коллективы, смогли собрать и симфонический оркестр, кстати, звучание, на мой взгляд, было весьма приличным. Я понимаю, что уровень больших коллективов с большими мастерами нам пока ещё недоступен. Но надо с чего-то начинать.

- Трудно ли было петь" за сценой" с балкона лектория?

- Были свои неудобства, потому что оркестр далеко. Зато звучание великолепно!  Храмовая акустика лектория - одна из главных удач постановки.

- В Вашем репертуаре есть вокальные сочинения А.С. Аренского?

- Нет. Но есть желание и возможности чаще обращаться к его творчеству. Мы договорились с Заслуженным артистом России Александром Титовым (это дирижёр симфонического оркестра из Санк-Петербурга) о том, чтобы   сделать программу, посвященную творчеству А.С. Аренского. Сейчас идут консультации с Идеей Гавриловной Демидовой, она обещала помочь с репертуаром.

- Можно надеяться, что и в Новгороде мы услышим эту программу?

- Вполне возможно.

- Что Вы можете сказать о будущем "Музыкальных сцен из эпохи Возрождения"?

- 40 минут музыкального действия - это целое концертное отделение. Для юных музыкантов, участвовавших в премьере, это немало. Главное, продолжать начатое, придумывать  новые масштабные музыкальные проекты.

Я часто гастролирую по Европе. В небольших городах Финляндии, Словении, в других странах проходят оперные фестивали, которые десятилетиями (из года в год, в одно и то же время) привлекают многочисленных туристов и выдающихся исполнителей. Туда прилетают любители музыки из Европы, из Америки, за счёт фестивалей города живут и процветают. А ведь там нет такого архитектурного наследия, как в Новгороде. Но там всё создано для туристов.

Почему музыкальная жизнь России должна быть только в Москве и в Санкт-Петербурге?

Может быть, Новгороду стоит перенять опыт европейских городов?

- Ваше пожелание исполнителям и организаторам премьеры?

- Дерзать! И думать о новых серьёзных постановках.

- Готовы ли Вы приехать на второе представление оперы, если оно будет в Новгороде?

- Да, пожалуйста, по первому зову.

 

Игорь  Быстров, руководитель хора колледжа искусств (этот хор размещался на балконе лектория).

- Нравилось ли студентам работать над музыкой Аренского?

- Да, было интересно для колледжа, для студентов, и для меня, конечно.

У нашего хора было всего два номера: сопровождение "Песни певца за сценой" и небольшой фрагмент в финале. Но в нашем учебном процессе работать не для концерта, а для оперной постановки - явление необычное.

- Как Вы отнеслись к идее постановки оперы своими силами?

- Идея замечательная. Можно возводить в ранг традиции. Если будет второе представление, мы тоже с удовольствием примем участие.

 

Екатерина Трошкова, солистка филармонии, Лауреат Международного конкурса имени А.С. Аренского, исполнительница роли Форнарины, возлюбленной Рафаэля:

- Партия Форнарины технически кажется несложной, но исполнять музыку Аренского очень трудно. Огромное удовольствие - участвовать в премьере, в исполнении целой, пусть и небольшой оперы, петь с симфоническим оркестром, это - редкость для солистов филармонии.

- Вы довольны оркестром?

- Для наших условий, когда нужно собирать студентов, когда у всех всё зыбко, справились хорошо.

- Ваш голос так подходит для партии Снегурочки!

Рискнули бы спеть, если бы поставили сцены из "Снегурочки" Римского-Корсакова?

- Рискнула бы, конечно! И не только Снегурочку, могу спеть и другие партии.

 

После концерта слушатели охотно делились впечатлениями:

- Порадовало количество публики и то, что все встали, приветствуя исполнителей после премьеры. Что были цветы, что в зале было много детей.

- Мне пять лет. Понравился больше всего мужской хор мальчиков. Я тоже хочу учиться в музыкальной школе Аренского.

-  А меня поразил масштаб постановки  - хоры, оркестр, солисты. Работа проведена огромная, более сотни исполнителей, молодцы!

- У Вас, я вижу, есть особое мнение?

- Для Новгорода просто отлично. Но недостатки всегда можно найти.

- Интересно, а подробнее можно?

- Тесно в лектории. Жарко. Не все поместились.

Скудный зрительный ряд: оформление - всего один задник, хотя я хорошо понимаю, что опера поставлена на общественных началах.

Партию Рафаэля исполняла певица, почему?

- Роль Рафаэля нужно исполнять именно так, как это было задумано автором, именно женским голосом, в традициях эпохи Возрождения. 

Мне, к примеру, понравилось и оформление спектакля: Мадонна Рафаэля не требует дополнительных средств выразительности.

Главное, мы теперь знаем, что в Новгороде есть свой оркестр, хоры, солисты, что можно общими силами ставить новые камерные оперы, даже оратории, и не только классику, но и современную музыку.

Премьера меня порадовала.

 

Анна Квинт, директор музея композитора в Детской музыкальной школе имени А.С. Аренского:

  - Счастлива, рада, низкий поклон Идее Гавриловне Демидовой за то, что она смогла всех вдохновить, сплотить  и довести замысел до премьеры. 

От себя добавлю: меня, как и многих в зале, порадовала Лидия Рюшина, солистка филармонии, меццо-сопрано, исполнительница роли Рафаэля. Великолепны были хоровые номера, которые подготовили коллективы Юрия Никифорова, воистину - Образцовые. Знаю, что благотворительный фонд "Капелла" поддержал начинание колледжа искусств имени С.В.  Рахманинова.

Главное в этом событии, на мой взгляд, то, что увлекательная идея постановки оперы Аренского "Рафаэль" объединила творческие силы сферы культуры и образования. Директор областного колледжа искусств имени С.В. Рахманинова Людмила Васильевна Миронова и ректор НовГУ имени Ярослава Мудрого Анатолий Леонидович Гавриков всячески поддерживали "огонь вдохновения" словом, делом, финансами (в городском конкурсе денег на проект не предусматривалось).

Приятно, что "Хор учеников", который исполнил коллектив ДМШ имени Аренского,  для мальчиков стал не просто концертным номером, а выступлением в настоящей опере (они оценят это позднее). Несомненно, учащиеся и студенты музыкальных отделений, выступавшие в зале лектория 21 ноября 2007 года, участники первой постановки оперы на родине композиора, ещё лучше поймут смысл своей профессии - стремиться на сцену для живого музыкального общения с живыми людьми.

А иначе для чего вообще учиться музыке?

 

Из вступительного слова кандидата искусствоведения Татьяны Берфорд:

- Будем надеяться, что опера "Рафаэль", написанная А.С. Аренским на сюжет из Высокого Возрождения, станет началом возрождения академического музыкального искусства нашего города.

 

Репортаж подготовила Светлана Пахомова.

ФОТО Александра Орлова.

 



Фотогалерея

скрыть »«
Вкл.
Выкл.
Обычная
версия сайта