Задать вопрос руководителю департамента

Анонс событий:

Народный календарь

Матренин день 22 ноября

Именинники: Александр, Антон, Евстолия, Иван, Матрена, Порфирий, Феоктиста.

В месяцесловах сказано: "С Матрены зима на ноги встает". Но в деревне об этом дне говорили: мол, зима-то не сама на ноги встает, а ее Матрена ставит. Травяного зелья напарит, веник в кадке ошпарит - и принимается за белую спинушку, за ноженьки затекшие. Зима-то спящей красавицей хоть и виделась кому, да всякий помнил, что не ленива та, что гонит метели на русские поля, что небеса с землей равняет, белым саваном порой и человека укрывает. Когда зима собиралась оглядеть свое царство, выводила она из стойла, по народному поверью, первую кобылу белую, чтобы себя показать и своей белой свите - метелям, вьюгам - дорогу указать. Но велика матушка-Русь, сбила кобылка подковы, приустала. А зиме некогда ждать. Велит запрячь кобылку пегую. А сама не ждет, по киселице, по беспутице идет.

Вот зима до избенки доходит, живет в которой Матрена. А Матрена - она на себе привыкла пудовые мешки таскать. Зиму-то ей поднять - его там! Обихаживает Матрена в своей избе зиму, на ноги ставит. От деревни к деревне травяные запахи летят, поднимают на ноги в избах занемогших, особенно мужики, мол, сохнут в осени.

У зимы путь не близок, забот - не счесть. По низинам да по угорьям кружево белое навесить, отбелить полотно луговин. По-за осени убрать надо было. Ведь по-осеннему жухлому полотну и лешие катались, когда в день Ерофея в землю проваливались, дожди топтались, Ветра Ветровичи - семь братьев - силой мерялись. Полотно луговинное ломихой разорвано. Она, по народному поверью, от него отрывала завязки - косицу жидкую заплетать. В тех местах, примечали деревенские люди, где земля как на лоскута разорвана, болеют и корни травы, и твари земные. А ломиха-неряха, она на людей ломоту гонит, ноет: "Дай да дай притулиться, а то мне знобится!"

Так вот, рожденная в день 22 ноября может осеннее, изношенное чинить искусно, шить белой нитью тончайшей. Матрена отмывает, отбеливает, чистоту наводит.

Открытие выставки «Икона XII века «Богоматерь Боголюбская». 100 лет исследований - ответы реставрации»

 

6 сентября – 8 ноября

6 сентября в 16 часов в холле второго этажа Главного здания Новгородского музея-заповедника (Кремль, 4, здание Присутственных мест) открывается выставка «Икона XII века «Богоматерь Боголюбская». 100 лет исследований - ответы реставрации», сообщает http://novgorodmuseum.ru

Выставка предоставлена новгородцам Владимиро-Суздальским музеем-заповедником для обмена опытом в области реставрации между двумя ведущими музеями, имеющими коллекции древнерусской иконописи. Выставка приурочена к завершению основной фазы реставрационных работ величайшей святыни русского народа, древнейшей реликвии отечественной культуры, памятника федерального значения – иконы Богоматери Боголюбивой (из фондов Владимиро-Суздальского музея-заповедника). На выставке экспонируются уникальные фотографии и редкие документы из архивов ГЦХРМ-ВХНРЦ, Государственной Третьяковской галереи, Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Центр экспозиции - копия-реконструкция (список) иконы «Богоматерь Боголюбская», воссоздающая первоначальный замысел иконописца XII века.

Выставка является публичным отчетом о многолетней истории реставрации иконы XII века. Экспозиция подробно рассказывает о труде пяти поколений реставраторов, бережно восстановивших драгоценный образ. Представленные материалы показывают долгий путь от научных изысканий, проведенных экспедицией под руководством Игоря Грабаря в начале ХХ века, до реставрации 2009-2015 годов, выполненной художником-реставратором ВХНРЦ им. академика И.Э. Грабаря Александром Горматюком. Высококачественные фоторепродукции иконы в натуральную величину и её фрагментов позволят получить исчерпывающее представление о результатах реставрации и современном состоянии иконы.

Сегодня Боголюбская икона находится на двухлетнем профилактическом наблюдении в специально оборудованном помещении реставрационных мастерских Владимиро-Суздальского музея.

Выставка продлится по 8 ноября.

Образ этот стоит у истоков создания современного российского государства. В середине XII века благоверный Великий князь Андрей Георгиевич, прозревая крах Киевско-Новгородской Руси, утомленный распрями, резнёй, пирами и бесчинствами, решил перенести столицу из увядающего Киева в Ростово-Суздальскую Русь — Предтечу Московского царства.

Церковное предание гласит, что на подъезде к городу Владимиру лошади княжеского поезда встали, и как их ни понукали, они не сдвинулись с места. Князь разбил здесь шатер, улёгся на ночлег, и ночью было ему явление самой Царицы Небесной. На месте явления Богородицы князь Андрей построил свою резиденцию из белого камня, а поодаль на заливных лугах — видную со всех сторон света церковь, которую с той поры именуют Покрова Богородицы на Нерли. Так же князь Андрей, получивший прозвище Боголюбский, повелел написать на кипарисовой доске икону, изобразив Пречистую Деву такою, какой Она ему явилась в ту ночь. На иконе изображена Богородица, стоящая с поднятыми в молитве руками и с ликом, обращённым ко Христу. В правой руке Божия Матерь держит молитвенный свиток со словами: «Да благословит Он место сие, Ею избранное».

скрыть »«
Вкл. Выкл.
Обычная
версия сайта