Интернет-приемная

Анонс событий:

Народный календарь

Второй Спас. Яблочный 19 августа

Примечали: Каков второй Спас - таков и январь.Прикусывая яблоко, девушки думу крепкую надумывали, загадывали о любви.

А бабы, прикусывая яблоко, думали о своем веке. Ведь время, как вкопанное, не стоит, вспять его не повернуть. Потому и осеннюю пору надобно встретить не казнясь.

Новгородский музей-заповедник впервые представит на Дальнем Востоке свою археологическую коллекцию

 

14 мая 2018

15 мая в Приморском государственном объединенном музее имени В.К. Арсеньева  (г. Владивосток) откроется выставка «Коллекционируя Россию. Великий Новгород», http://novgorodmuseum.ru

На выставке впервые на Дальнем Востоке будет представлено около двухсот пятидесяти предметов (X – XV вв.) из археологической коллекции Новгородского музея-заповедника: берестяные грамоты, ювелирные украшения и детали женского и детского костюмов - фибулы, пуговицы, амулеты, височные кольца, гривны, бусы, браслеты, привески, кольца, кожаная обувь, различная кухонная утварь, ножи, орудия труда и торговли, звучащие обереги, игрушки, предметы обучения грамоте.

Масштабный межмузейный проект «Коллекционируя Россию» Приморский музей реализует в партнерстве с Благотворительным фондом В. Потанина по программе «Музейный десант». В сентябре 2018 года новгородская выставка в рамках проекта откроется в Хабаровском краевом музее имени Н.И. Гродекова.

Выставка повествует о древнем русском городе и его жителях. Новгородские берестяные грамоты в полной мере освещают реальную жизнь средневековых новгородцев. Грамоты ценны именно тем, что на бересте фиксировалось обыкновенное, заурядное, то, что не казалось достойным памяти потомков. Благодаря этому стало возможным изучить и реконструировать повседневную жизнь средневекового человека, «услышать его голос». На выставке будут представлены истории людей – конкретных, имеющих имя, возраст, биографию, род деятельности – и связанные с ними области средневековой жизни: семейные отношения и быт, обучение и мир детей, освоение новых территорий, власть, торговля, творчество, религия. Кроме того, каждая история иллюстрируется археологическими и историческими экспонатами, позволяющими предметно представить жизнь титульного героя.

Так, например, из двух берестяных грамот реконструируется история мальчика 6-7 лет по имени Онфим, жившего в XIII веке и изучавшего грамоту. Через его историю с помощью предметов – писало, церы, детские игрушки, азбука на бересте и арифметическая задача – раскрывается широкий контекст системы образования жителей древнего Новгорода.

Берестяные грамоты помогли ученым по-новому посмотреть на историю России в средневековье: подтвердить гипотезу о распространении грамотности не только посредством летописей. В грамотах запечатлены обыденные дела и повседневные заботы (прежде всего хозяйственные) простых людей. Грамоты стали бесценным источником сведений по истории русского языка, социальному устройству новгородской республики, торговым и политическим отношениям.

Подобных «архивов» в мире пока найдено только три: древнеегипетские папирусы, виндоланские грамоты периода римской Британии и «Бергенский архив» (норвежские письма на деревянных палочках). На сегодняшний день в Великом Новгороде обнаружено более 1100 грамот, и лишь часть из них целые, остальные – фрагменты, так как древние новгородцы, получив берестяное письмо и прочитав, чаще всего разрывали его и бросали на землю. Из небольших фрагментов и обрывков учёные, сопоставляя почерк и место нахождения, определяя время написания письма, сверяясь с летописными и другими источниками, восстанавливают биографии людей, их круг знакомства, торговых и семейных отношений.

скрыть »«
Вкл.
Выкл.
Обычная
версия сайта