Интернет-приемная

Анонс событий:

Народный календарь

День Ерофея 17 октября

Именинники: Вероника, Владимир, Гай, Гурий, Евсей, Ерофей, Онисим,Павел, Петр, Степан.

В этот день лешие пропадают. Ох, как они бесятся, ломают деревья, гоняют зверей. Творят беды в лесу. Проваливаются лешие, света белого лишаются, руками за корни деревьев цепляются, тянут за собой заблудившегося человека, птицу, лист желтый, за ковригу приняв, тянут в темное государство. Чтобы там не в одиночестве жить.

По народному поверью: лес видит, а поле слышит - в этот день. Спереди и сзади лешего ходят ветра. Потому не видно следа лешего, вихри заметают его след. В этот день ведут свое колдовство злое нечестивые, чтобы обошло счастье человека.

Водит леший по лесу, вот вроде он - огонек заветный, свет оконный, ан нет. Подойдешь - трясина да низина. Обратного пути, нога как ни ступит, нет. Водит леший по лесу, надсмехается, забавляется. Хорошо, если он не забудется, поиграет, позабавляется с человеком - да отпустит в свою сторону. А коли леший в игре не остановится, пропал человек. Спасение надо вымаливать у леса-батюшки, березы-матушки.

Новгородский музей-заповедник представляет в Кохтла-Ярве выставку «Отражение. Россия в зеркалах Ивана Бердникова и лубочной картинке»

 

6 июня 2018

4 июня в Белом зале Музея сланца г. Кохтла-Ярве (Эстония) открылась выставка «Отражение. Россия в зеркалах Ивана Бердникова и лубочной картинке», сообщает http://novgorodmuseum.ru

Выставка организована Новгородским музеем-заповедником в рамках партнерских связей с эстонским городом-побратимом. На ней представлено более сорока копий лубочных картинок из фондов Новгородского музея и двадцать одна декоративная композиция с зеркальным полотном Ивана Бердникова. Выставка будет работать по 27 июня.

Куратор выставки, ведущий научный сотрудник Новгородского музея-заповедника Татьяна Володина объединила в одну экспозицию лубок и зеркала потому, что и у Бердникова, и в русском лубке взгляд на Россию с «земли», лишенный официоза, очень открытый – народный. Много схожего и в формальном языке – упрощение формы, ее экспрессивность.

Народные картинки из собрания НГОМЗ сравнительно позднего происхождения. Эта музейная коллекция неполна, фрагментарна и случайна. Но и она дает возможность познакомиться с подлинными образцами этого особого вида искусства, распространенного в России с XVI века, оценить необыкновенное разнообразие его тематики.

Первый раздел выставки – религиозная картинка. Русский духовный лубок, по мнению ряда исследователей, отчетливо связанный с западной (католической) традицией иконографии, с одной стороны, интерпретировал на свой лад популярные сюжеты икон, с другой — самостоятельно разрабатывал духовные сюжеты. Второй раздел состоит из листов на историческую тему, которые отражали не столько события истории, сколько «диковинки»: пожары, покушения. Русские войны всегда находили отзвук в лубочных картинках. Они отличались бравурностью сюжета и повышенным «патриотизмом». Третий раздел представлен фольклорно-песенной тематикой, получившей развитие ко второй половине XIX столетия. В нем появляются новые городские сюжеты («Катанье на тройках зимою по Москве»), новый жанр картинок с текстами народных лирических песен, со стихами Пушкина, Кольцова, Некрасова. Картинку на песенных лубках ни в коей мере нельзя считать иллюстрацией текста. Чаще в лубках с текстами песен изображался обряд пения: в хороводе, на лугу, за прялкой.

Иван Бердников начал работать с зеркалами с начала 2000-х годов. Обрамляя их, он воплощал свое представление о красоте мира и человека. Темы резьбы разнообразны – это архитектурные мотивы и мир природы, жанровые сценки и анималистические сюжеты. Стилистика вытекает из сюжета. Формы могут быть как упрощенными, близкими фольклорным представлениям, так и удивительно изящными, утонченно-хрупкими. Такое разнообразие поражает и притягивает к себе.

скрыть »«
Вкл.
Выкл.
Обычная
версия сайта