Интернет-приемная

Анонс событий:

Народный календарь

Вукола Телятник 19 января

Крещенский снег хранят от всяких недугов. Ночью идут Крестным ходом к специально подготовленной проруби и, помолясь, трижды окунаются: "Во имя Отца, Сына и Святаго Духа". На здравое житье-бытье, на избавление от немочей, для укрепления духа. По благословению окунают как малых, так и старых, и кто в Богоявленскую ночь приобщился к таинству Крещенского омовения, тот не знает простуд и хворей в течение года; если же кто, исповедовавшись в своих грехах, с верою великой окунется, то по Божьему Промыслу и смертельные болезни проходят. Ночь сия волшебством полна, как в человеке есть остов - крест православный, так и в водах он в эти дни проявляется, открывает тайну свою, имеющим душу чистую и сердце зоркое?

18 и 19 января освящают воду - Водосвятие, Праздник Светов. Эту воду, как и Крещенский снег, хранят для избавления от болезней, если вдруг дитятко плачем зальется, матушка сразу же умоет его Крещенской водой и дитя успокоится.

С Крещения до Масленицы играли свадьбы. Поэтому девушки на заре слушали: "Не стукнет ли воротное кольцо?" Было поверье, что в этом стуке можно узнать имя суженого. Кидали башмачок за ворота и смотрели в какую сторону повернут носок, оттуда и следует ждать жениха, если башмачок падал носком во двор - значит, сидеть в девках еще год.

Примечали:

Если крещенские морозы сильнее рождественских - год будет рожайный. Крещение под полный месяц - к большой воде. Метель на Крещение - к хорошему роению пчел.

Новгородский музей-заповедник представляет в Кохтла-Ярве выставку «Отражение. Россия в зеркалах Ивана Бердникова и лубочной картинке»

 

6 июня 2018

4 июня в Белом зале Музея сланца г. Кохтла-Ярве (Эстония) открылась выставка «Отражение. Россия в зеркалах Ивана Бердникова и лубочной картинке», сообщает http://novgorodmuseum.ru

Выставка организована Новгородским музеем-заповедником в рамках партнерских связей с эстонским городом-побратимом. На ней представлено более сорока копий лубочных картинок из фондов Новгородского музея и двадцать одна декоративная композиция с зеркальным полотном Ивана Бердникова. Выставка будет работать по 27 июня.

Куратор выставки, ведущий научный сотрудник Новгородского музея-заповедника Татьяна Володина объединила в одну экспозицию лубок и зеркала потому, что и у Бердникова, и в русском лубке взгляд на Россию с «земли», лишенный официоза, очень открытый – народный. Много схожего и в формальном языке – упрощение формы, ее экспрессивность.

Народные картинки из собрания НГОМЗ сравнительно позднего происхождения. Эта музейная коллекция неполна, фрагментарна и случайна. Но и она дает возможность познакомиться с подлинными образцами этого особого вида искусства, распространенного в России с XVI века, оценить необыкновенное разнообразие его тематики.

Первый раздел выставки – религиозная картинка. Русский духовный лубок, по мнению ряда исследователей, отчетливо связанный с западной (католической) традицией иконографии, с одной стороны, интерпретировал на свой лад популярные сюжеты икон, с другой — самостоятельно разрабатывал духовные сюжеты. Второй раздел состоит из листов на историческую тему, которые отражали не столько события истории, сколько «диковинки»: пожары, покушения. Русские войны всегда находили отзвук в лубочных картинках. Они отличались бравурностью сюжета и повышенным «патриотизмом». Третий раздел представлен фольклорно-песенной тематикой, получившей развитие ко второй половине XIX столетия. В нем появляются новые городские сюжеты («Катанье на тройках зимою по Москве»), новый жанр картинок с текстами народных лирических песен, со стихами Пушкина, Кольцова, Некрасова. Картинку на песенных лубках ни в коей мере нельзя считать иллюстрацией текста. Чаще в лубках с текстами песен изображался обряд пения: в хороводе, на лугу, за прялкой.

Иван Бердников начал работать с зеркалами с начала 2000-х годов. Обрамляя их, он воплощал свое представление о красоте мира и человека. Темы резьбы разнообразны – это архитектурные мотивы и мир природы, жанровые сценки и анималистические сюжеты. Стилистика вытекает из сюжета. Формы могут быть как упрощенными, близкими фольклорным представлениям, так и удивительно изящными, утонченно-хрупкими. Такое разнообразие поражает и притягивает к себе.

скрыть »«
Вкл.
Выкл.
Обычная
версия сайта