Интернет-приемная

Анонс событий:

Народный календарь

Кузьминки. Козьма и Демьян.Девичий День 14 ноября

Именинники: Демьян, Иван, Кузьма, Яков.

C 14 по 18 - проводятся встречи-сборы Девиц, т.е. Будущих Золотых Половин.

Почитались эти святые на Руси, славились как мастера и покровители семейного очага. В деревнях девушки зазывали так: "Матушка Кузьма-Демьян, скуй нам свадебку крепко-накрепко, до седой головушки, до долгой бородушки! Кузьма-Демьян по сеням ходила, гвозди собирала, свадебку ковала!"

Неспроста девушки обращались к Кузьме-Демьяну, почитали в их чудотворной силе женское начало. Ведь Кузьма и Демьян пособляли бабьим работам, семейному ладу, устройству новобрачных и продолжению рода. Еще весной, собирая яйца, старая бабка высматривала курицу, что "парилась" - клохчела, просилась на яйца. Усаживая курицу, старая бабка говорила: "Кузьма-Демьян, зароди цыпляток к осени!" Яйцо почиталось издревле, как символ магических сил плодородия. Осенние Кузьминки были разгаром свадеб на Руси, и девушки страстно задумывали на любовь, на то, чтобы святые "сравняли их - поздних - с ранними".

Девушки заклинали в это утро о женихах, просили с крыльца: "Кузьма-Демьян, идите жить к нам!" Назывался этот день еще и курячьи именины.

Наши предки почитали Кура и Курку. В стародавние времена перо почиталось. Никогда баба в подушку не плакала: "Перо слезы пьет". А после, мол, ненароком подоткнешь эту же подушку своему ребенку под голову, то какой там сон-то ему будет? Что смекать - тяжелый сон. Мучительный.

Справляли курячьи именины. Девушки пили сладкий солод. Заедали с утра на голодный желудок круто сваренным яйцом. Чтобы оградить тем самым себя от недомоганий. Вот приметы на этот день:
Коли Кузьма-Демьян закует, то Михаиле (21 ноября) раскуёт.
Из Кузьмы-Демьяновой кузницы мороз с горна идет.
Не заковать реку без Кузьмы и Демьяна.
Кузьма-Демьян из осеннего перепутья путь правят.

Новгородский музей-заповедник представит выставку народной резьбы по дереву

 

8 ноября 2018

9 ноября в 16 часов в ц. Жен Мироносиц (Ярославово дворище, ул. Никольская, 3) состоится открытие выставки «Резное узорочье». Выставка знакомит с резными деревянными предметами из фондов Новгородского музея-заповедника, бытовавшими в крестьянской среде конца XIX – первой половины XX века, сообщает http://novgorodmuseum.ru

На выставке представлено около 80 экспонатов: архитектурные детали, орудия труда (прялки, швейки, пяльцы, детали ткацкого стана - набилки, блоки, затыкальники), посуда (ковши – черпаки, ковши-скопкари, солонки, ложка, пасхальница, пряничные доски), шкатулки, табакерки, набойные доски – «манеры». Каждая вещь индивидуальна, привлекает своей оригинальностью и гармоничностью, отличается различными мотивами и техникой резьбы. Выставка будет работать по 18 декабря.

Народные мастера использовали разные виды резьбы: объёмную, рельефную, плоскую, прорезную, контурную, углубленную и прочие. Наиболее распространенными являются варианты углубленной резьбы. Традиционные мотивы народной резьбы – геометрические (полосы, розетки, круги и квадраты), зооморфные (фигуры животных и птиц), антропоморфные (изображения людей), растительные (побеги, цветы, листья, бутоны).

Скульптурное восприятие формы бытовой вещи ярко проявилось в деревянной утвари. В крестьянском быту большое внимание уделялось убранству стола, декору праздничной посуды, среди которой различные ковши, братины, ендовы, чаши для пива, браги, кваса. Выносные ковши – скопкари в виде птицы, ладьи достигали иногда объёма ведра. Напитки из них разливали маленькими ковшиками – черпаками с ручками, орнаментированными резьбой. Для выделки подобной посуды лучшим материалом считался кап – нарост на стволе, имеющий округлую форму и достигающий иногда огромных размеров, применялась также липа благодаря её замечательным свойствам – мягкости, равномерности строения, чистоте и белому цвету.

Обязательным предметом домашней утвари были выполненные из различных материалов солоницы (солонки), деревянные нередко украшались резьбой. На выставке можно увидеть солонку в виде ящичка с откидной крышкой и высокой спинкой и в виде птицы – «утицы», а также две берестяные табакерки, украшенные тончайшей резьбой.

На выставке представлены три пряничные доски из довоенной коллекции музея. В русском быту пряники издавна играли обрядовую роль. Для изготовления штучных пряников довольно часто использовали доски, имеющие фигурное изображение «птицы с оглядкой», т.е. обращённой головой назад. Фигурные пряничные доски, несмотря на такое название, имели прямоугольную форму. Ими формовали отдельные пряники, а затем пряник обрезали по фигурному очертанию. Мотивы фигурных изображений на досках немногочисленные и устойчивые: конь, птица, лев. Их первоначальное символическое значение постепенно забылось, и они превратились в элементы декора.

В крестьянском быту производство узорной ткани для одежды зависело от резчика, который сначала должен был сделать доску – «манеру», которой набивался красочный узор на холст. Для изготовления многослойных массивных досок использовались твёрдые породы дерева. Первоначально доски вырезались полностью из дерева, позднее мелкие детали для нанесения рисунка стали делать из металла. Орнамент резных досок отличается разнообразием, некоторые мотивы происходят из далёких исторических глубин.

Большое значение в русском деревянном зодчестве придавалось резному декору сооружений. Избы, украшенные резьбой, напоминали сказочные терема. Среди выставочных экспонатов находятся резные детали оконных наличников («оконниц»).

скрыть »«
Вкл.
Выкл.
Обычная
версия сайта