Интернет-приемная

Анонс событий:

Народный календарь

Матренин день 22 ноября

Именинники: Александр, Антон, Евстолия, Иван, Матрена, Порфирий, Феоктиста.

В месяцесловах сказано: "С Матрены зима на ноги встает". Но в деревне об этом дне говорили: мол, зима-то не сама на ноги встает, а ее Матрена ставит. Травяного зелья напарит, веник в кадке ошпарит - и принимается за белую спинушку, за ноженьки затекшие. Зима-то спящей красавицей хоть и виделась кому, да всякий помнил, что не ленива та, что гонит метели на русские поля, что небеса с землей равняет, белым саваном порой и человека укрывает. Когда зима собиралась оглядеть свое царство, выводила она из стойла, по народному поверью, первую кобылу белую, чтобы себя показать и своей белой свите - метелям, вьюгам - дорогу указать. Но велика матушка-Русь, сбила кобылка подковы, приустала. А зиме некогда ждать. Велит запрячь кобылку пегую. А сама не ждет, по киселице, по беспутице идет.

Вот зима до избенки доходит, живет в которой Матрена. А Матрена - она на себе привыкла пудовые мешки таскать. Зиму-то ей поднять - его там! Обихаживает Матрена в своей избе зиму, на ноги ставит. От деревни к деревне травяные запахи летят, поднимают на ноги в избах занемогших, особенно мужики, мол, сохнут в осени.

У зимы путь не близок, забот - не счесть. По низинам да по угорьям кружево белое навесить, отбелить полотно луговин. По-за осени убрать надо было. Ведь по-осеннему жухлому полотну и лешие катались, когда в день Ерофея в землю проваливались, дожди топтались, Ветра Ветровичи - семь братьев - силой мерялись. Полотно луговинное ломихой разорвано. Она, по народному поверью, от него отрывала завязки - косицу жидкую заплетать. В тех местах, примечали деревенские люди, где земля как на лоскута разорвана, болеют и корни травы, и твари земные. А ломиха-неряха, она на людей ломоту гонит, ноет: "Дай да дай притулиться, а то мне знобится!"

Так вот, рожденная в день 22 ноября может осеннее, изношенное чинить искусно, шить белой нитью тончайшей. Матрена отмывает, отбеливает, чистоту наводит.

Картина Льва Бакста из собрания Новгородского музея выставлена в Русском музее

 

25 февраля 2016

24 февраля 2016 года в корпусе Бенуа Государственного Русского музея открылась выставка «Лев Бакст. 1866 – 1924», приуроченная к 150-летнему юбилею выдающегося мастера, сообщает http://novgorodmuseum.ru

 Среди 100 живописных, графических и театрально-декорационных работ из собрания Русского музея, Третьяковской галереи и других музейных коллекций есть и картина из собрания Новгородского музея-заповедника. Это «Оливковая роща» (1900-е гг.), не характерный для творчества художника пейзаж. Возможно, картина была написана под впечатлением от совместно поездки с Валентином Серовым в Грецию, предпринятой в 1907 году. Оба художника привезли оттуда множество этюдов и эскизов. «В «Оливковой роще» Бакст выбирает почти квадратный формат холста и достаточно свободно размещает в нем мощные стволы старых олив, тень которых придает пейзажу некоторую глубину. Утонченная живопись, мягкий рисунок и приглушенные цветовые сочетания создают особое настроение, созвучное мировосприятию художника», - пишет искусствовед Ирина Васильева.

Картина поступила в фонды Новгородского музея в 1930 году из Русского музея и помещена в экспозицию «Русское изобразительное искусство XVIII – начала XX века» в здании Дворянского собрания. В Санкт-Петербурге «Оливковая роща» Льва Бакста будет «гостить» по май 2016 года.

С середины 1890-х годов Лев Бакст входил в кружок писателей и художников, объединившихся вокруг Сергея Дягилева и Александра Бенуа, и в дальнейшем стал одним из инициаторов создания общества «Мир искусства» - явления в русской культуре рубежа XIX и ХХ веков, отразившемся на мировом художественном процессе. В работах 1890-1900-х годов - живописных портретах и пейзажах, образцах книжной и журнальной графики и композициях, связанных с образом античного мира, органично соединились традиции реалистического искусства, ясность пластического языка неоклассицизма, изысканность линии и яркая декоративность стиля модерн.

Пристальный интерес к наследию античности, Древнего и средневекового Востока наиболее полно раскрылся в сценических работах Бакста конца 1900-1910-х годов, связанных с «дягилевскими сезонами» (оформление балетных постановок «Клеопатра», «Шехерезада», «Карнавал», «Нарцисс», «Дафнис и Хлоя» и других). Эскизы костюмов и декораций, отмеченные высочайшим мастерством исполнения, оказали колоссальное влияние на развитие искусства театра во всем мире, став уникальным примером сочетания смелого новаторства и пристального интереса к художественным традициям далекого прошлого.

скрыть »«
Вкл.
Выкл.
Обычная
версия сайта