Интернет-приемная

Анонс событий:

Народный календарь

Евстигней Житник 18 августа

Именинники: Евстигней, Нонна.

В этот день проводят заклинание жнив от нечисти.

Поверье: Какой погодой житник отметится - тем отзовется декабрь. В этот день старуха-главнуха чуть свет поднималась, за квашню принималась. Квашня, бывало, по летам старухе ровня была. А то и старше. О квашне говорили: "Не живая, а дышит".

Старуха прижимала пустую квашню к животу, как бы доверяя ей жизнь домочадцев. В этот день полагалось замесить первый ячменный хлебец из первого намолота. Ячмень - самый северный колосовой хлеб. Ячмень сеяли, пока цветет калина. Сеяли в полнолуние на свежем навозе. Западный ветер пережидали. При нем, считали, взойдет ячмень худой, с колосом малым, скудным. Ячмень - житарь, житник, от слова жить.

Жатвенные обряды

Когда жатвы наступает срок, а первой кланяются матушке ржи, то жнеи из первой святой горсти делали себе пояс. Како матушка-рожь стояла год, не устала, так бы и мне стоять, жать - не уставать. Пояс, как обережная сила, способствовал легко разгибать спину. Пояс давал жнее спорую жатву, хранил ее от худых ветров, от порезов.

Картина Ильи Репина из собрания Новгородского музея выставлена в Московском музее

 

2 февраля 2018

С 1 февраля по 15 мая портрет Наталии Борисовны Нордман-Северовой, выполненный ее супругом Ильей Репиным,  из коллекции Новгородского музея-заповедника будет представлен на выставке «Жены» в Музее русского импрессионизма (Москва), сообщает http://novgorodmuseum.ru

Всего в экспозицию вошло более 40 портретов возлюбленных великих русских художников. Михаил Врубель, Валентин Серов, Борис Кустодиев, Игорь Грабарь, Петр Кончаловский, Борис Григорьев, Кузьма Петров-Водкин, Александр Дейнека, Роберт Фальк, Константин Юон, Сергей Судейкин, Юрий Пименов и многие другие.

Репин познакомился с будущей супругой в 1890-х годах. Она была женщиной свободных нравов, феминисткой, увлеченно занимавшейся фотографией и литературным творчеством.  По рассказам очевидцев, Наталия Борисовна была человеком веселого и доброго нрава, глубоко преданным Репину. Многочисленные ее портреты – прекрасные свидетельства того семейного счастья, которое, наконец, обрел художник. Портрет из фондов Новгородского музея -  почти домашний, но неоднозначный и яркий, благодаря свободным выразительным движениям репинской кисти и неожиданной пестроте цветовой гаммы.

Выставка призвана показать, как развивалось русское искусство в период с конца XIX до середины XX века через призму портретов жен великих мастеров. Художественные изменения, которые претерпел женский портрет на рубеже веков, во многом основаны на социальных и политических потрясениях этого непростого времени. От классических образов, тяготеющих к декоративности и воспеванию женственности, через слом художественных основ русское искусство приходит к образу новой амазонки — советской женщины. Светские красавицы в корсетах, мехах и шелках, трогательные и пленительные в своей простоте хранительницы очага предстают на портретах конца XIX века. Им на смену приходят решительные революционерки, женщины с прямыми взглядами и крутым разворот плеч — они строят новый мир наравне с мужчинами.

скрыть »«
Вкл.
Выкл.
Обычная
версия сайта