Интернет-приемная

Анонс событий:

Народный календарь

Поднесеньев день 22 сентября

Именинники: Анна, Аким, Иосиф, Никита, Севериан, Феофан, Феодосий, Харитон.

От новобрачных - круглый пирог и свату, и родне. Молодые соседей зазывали: "К нашей хлеб-соли, милости просим!" Чествовали солнце, молили светозарнее - накопить сил и отогнать подступающую к воротам потемь.

Хоровое действо "Сказание о Петре и Февронии"

 

27 ноября 2012

 

Премьерный показ представления, организатором которого  выступает центр развития культуры «Решение» при поддержке Министерства культуры РФ, состоится 27 ноября в Знаменском соборе.

Как рассказал режиссёр постановки заслуженный артист России Даниил Донченко, за основу действа взято произведение древнерусского церковного писателя и публициста Ермолая-Еразма. Произведение было написано по поручению Московского митрополита Макария после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.

Сюжет повести очень интересный. По легенде, за несколько лет до княжения Пётр убил огненного змея, но испачкался его кровью и заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. Предание гласит, что князю во сне было открыто, будто его может исцелить дочь «древолазца» (бортника), добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления, князь пообещал на ней жениться. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Но в процессе лечения Феврония намеренно не залечила один струп на теле князя, из-за чего болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила Петра, и он женился на ней.

Когда Пётр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, и на двух кораблях они отплыли по Оке.

В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, начались убийства. Тогда бояре попросили князя с женой вернуться. Князь и княгиня вернулись, и Феврония в дальнейшем сумела заслужить любовь горожан.

В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час.

Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.

По замыслу Даниила Донченко визуальное воплощение древнерусской повести церковного писателя и публициста Ермолая-Еразма восходит к литургической (церковной) драме – особо торжественному жанру, инсценирующему эпизоды Священного писания. Один из вариантов литургической драмы - представление в храме с использованием церковного пения и чтецов, ведущих сюжетную линию - и был положен в основу современного действа.

- Это не спектакль, - подчеркивает Донченко. – Мы определили жанр постановки, как хоровое действо с двумя чтецами. Ими выступают артисты театра драмы: народная артистка России Татьяна Каратаева и Анатолий Устинов, являющиеся супружеской парой. Текст повести переложила на стихи Татьяна Каратаева. Под руководством лауреата международных фестивалей Юрия Никифорова собрался уникальный камерный хор. Музыку к этому действу написал Александр Леонов, известный новгородцам по мюзиклу «Сказы мальчика Онфима» и другим проектам. Композитор тонко стилизовал мелодии, напоминающие церковные песнопения.

В постановке не будет декораций, но действо дополнит видеоряд, транслируемый на необычные «экраны», созданные художником Екатериной Чазовой.

 Повесть о муромских святых была популярна во все времена: об этом говорят и сотни списков произведения Ермолая-Еразма, сделанные в XVI-XVII веках, и тот факт, что с 2008 года 8 июля в России отмечается День семьи, любви и верности, а во многих городах открывают памятники покровителям семейного счастья. В сентябре этого года по инициативе митрополита Новгородского и Старорусского Льва памятник покровителям супружества - святым Петру и Февронии был открыт и в Великом Новгороде - в сквере напротив Покровского собора Зверина монастыря.

- Пётр и Феврония – муромские святые. Но нам хотелось найти в их истории и новгородский след, - говорит Даниил Донченко. – И мы его нашли. В новгородском музее-заповеднике хранятся уникальные иконы-таблетки из Софийского собора. На одной из них есть и изображения  муромских святых. Но изображены они не вдвоём, как мы привыкли их видеть на иконах, а вместе с Панкратием Тавроменийским. Искусствоведы датируют эту икону XVI веком. Получается, это одно из самых ранних сохранившихся изображений Петра и Февронии, и хранится оно у нас -  в Новгороде. Изображение этой таблетки будет также представлено в видеоряде во время представления. А чтецы расскажут о нём подробнее.

скрыть »«
Вкл.
Выкл.
Обычная
версия сайта