Задать вопрос руководителю министерства

Анонс событий:

Народный календарь

Агафья-коровница, Скотница 18 февраля

Именинники: Агафья, Макарий, Феодосий, Федула.

Обереги коровушку, посытнее накорми. Хорошая хозяйка в эти дни не раз в хлев-то сходит, сенца подбросит в ясли, поглядит кормилицу: "Корова на дворе - сыть на столе".

Варят кашу на молоке. И старая бабка угощает корову кашей. Окрапляет ее святой водой, принесенной из церкви. Чтобы стельная корова принесла телушку, большуха берет сковороду и ввечеру 18 февраля идет доить ее верхом на сковороде. После поджигают на сковороде вересковые ветки, палят - и дым, чад от веток, по народному поверью, должен упасти хлев от лишнего глаза при отеле коровы.

К этому дню в неурожайные годы кончались корма - по крестьянским дворам ходила коровья смерть. Хлева убирали лаптями, обмоченными в деготь, с уверенностью, что такие лапти отгоняют от скота коровью смерть. Для предотвращения падежа скота женщины ночью скрытно, в одних рубахах проводили обряд опахивания деревни. Мужчинам и детям строго запрещалось в это время выходить из избы "ради беды великая"; они запирали ворота, загоняли скот в хлева и привязывали собак.

Примечали:

Корову палкой бить - молока не пить.
С маслом да сметаной бабушкин лапоть съешь

30. Церковь Рождества Христова на Красном поле (кладбище), 1380 г.

 

Церковь Рождества Христова на Красном поле (кладбище), 1380 г.

Рождественский монастырь, в состав которого входила церковь Рождества Христова, впервые упоминается в 1162 году.

Первое летописное упоминание о церкви Рождества относится к 1226 году, но при этом не указывается был ли храм каменным или деревянным. Летописи упоминают также даты 1230 и 1255 гг. Вероятно, все эти даты относятся к деревянному храму.

Каменная церковь Рождества построена в 1381-1382 гг. при архиепископе Алексее. После постройки храм был расписан фресками.

Монастырь пострадал в 1386 году при приближении войск Дмитрия Донского, в 1471 году в ожидании осады Новгорода Иваном III, во время шведской оккупации, после чего был приписан к Антониеву монастырю.

В 1764 году Рождественский монастырь упразднен, а церковь Рождества становится приходской, а затем кладбищенской.

Архитектурный облик церкви Рождества предельно прост и скромен. Зодчий, опираясь на традиционные формы новгородского четырехстолпного храма с трехлопастным завершением фасадов, решительно отказался от развитого декора, столь характерного для церкви Спаса на Ильине улице. Фасад церкви Рождества, отличающийся исключительной простотой, членится лопатками, стянутыми многолопастной аркой, формы которой с небольшими отступлениями выражают основные элементы внутренней конструкции здания. На западном фасаде отлично сохранился древний портал со стрельчатым завершением.

Церковь кажется как бы вросшей в землю, хотя, в действительности, уровень её древнего пола лежит на современном горизонте. Стены храма, сложенные из крупных блоков известняка, отличаются кривизной плоскостей и линий, как будто нарисованных от руки. Архитектурный облик церкви несколько грубоват.

Полную противоположность представляет изысканно-уточненная фресковая роспись, сохранившаяся на верхних частях стен и сводах храма. Фрески на нижних частях стен были уничтожены почти полностью при устройстве нового подцерковья, ныне не существующего. Роспись церкви Рождества, исполненная в 80-х годах XIV века, была обнаружена впервые из-под побелки в 1912 году. В 1936-1937 гг. роспись была расчищена полностью.

Фрески отличаются спокойной портретной реалистичностью характеристик, тщательной разработкой деталей, отказом от широкой декоративной манеры письма. Для фресок церкви Рождества характерна чрезвычайно богатая, реалистическая в своей основе красочная палитра. Роспись далеко не монолитна по своему художественному облику. Фрески барабана, арок, ряд композиций и отдельных фигур в верхних частях стенописи и, особенно, в алтаре безусловно можно связать с деятельностью новгородских мастеров, очень далеких по своим художественным симпатиям от феофановских традиций.

 

Список использованной литературы:

- Архив отдела государственной охраны культурного наследия Комитета культуры и туризма Новгородской области (Ядрышников В.А. Церковь Рождества Христова на Красном поле (кладбище), 1380. - Н.: Исторический паспорт НСНРПМ, 1981);

- Каргер М.К. Новгород Великий. -  Л-М.: ГИ "Искусство", 1961. - стр. 214-222.

Фото А.Орлова.

скрыть »«
Вкл. Выкл.
Обычная
версия сайта