Интернет-приемная

Анонс событий:

Народный календарь

Денис Позимний 16 октября

Именинники: Денис, Иван.

В этот день необходимо опасаться шабаша нечистой силы. Лютуют осенние лихорадки, шатаются по белу свету, мучаются сами и людей мучат. Осенняя лихорадка может забраться под одежду, обернуться соринкой - и залететь в глаза. Осенние лихорадки - ломиха, огниха, трясовница, желтяница, лихоманка, бессонница. Живут они, по народному поверью, в болотах, летают к человеческому жилью.

Опадают последние листья с деревьев. Месяц грязник месит дороги. А лихорадки устали не знают, сладострастны они. Целуют на холоде - заводят за гнилые углы, обвивают зябкими руками, приникают жарко к губам. Коль осиновую кору при себе носить, на октябрь не надеяться, то покружат-покружат возле тебя лихорадки да и отступятся. Лютая ненависть у них к осине. Или еще, осиновый сучок срезать да при себе носить, тоже, говорят, от болезни, что лихорадки насылают, спасает. Коли ноги сводит, кладут осиновое полешко в ноги.Коли болит голова нестерпимо - осиновое полешко кладут под голову.

Поговаривали: Денис - лихого глаза берегись.

29. Церковь Федора Стратилата на Ручью, 1360-1361 гг.

 

Церковь Федора Стратилата на Ручью, 1360-1361 гг.

Памятник раньше находился на берегу Федоровского ручья, который был засыпан в послевоенный период и выглядел ещё живописней, чем в настоящее время.

Церковь Федора Стратилата построена в 1360-1361 гг. Новгородским посадником Семеном Андреевичем на месте одноименной церкви, которая упоминается под 1329 годом, в связи с пожаром на Торговой стороне.

От имени церкви получили название ручей и улица.

Церковь 1361 года имела древний притвор, где была погребена семья бояр-строителей. Фресковая роспись церкви Федора Стратилата, исполненная, по-видимому, в конце 60-70-х гг. XIV века, была расчищена из-под побелки в 1910 году. Роспись сохранилась почти на всех стенах, на столбах, арках и сводах храма, но фрагментарно, с большими утратами. Несмотря на это, художественное значение росписи исключительно.

Во фресках Федора Стратилата используется прием монохромного решения всей стенописи в красно-коричневых тонах с полным отказом от яркой звучной полихромии других новгородских росписей XIV века. Композиции и отдельные фигуры росписи Федора Стратилата несут на себе несомненный отпечаток византийского искусства XIII - XIV вв.

В годы Великой Отечественной войны памятник использовался фашистами под наблюдательный пункт. В 1945-1948 гг. велись реставрационные работы.

Памятник крестовокупольный, квадратный в плане, трехнефный, четырехстолпный, одноапсидный с трехлопастным завершением. К храму XIV века с запада примыкает одноэтажный двухстолпный каменный притвор XVII века. У северо-западного угла притвора пристроена трехъярусная каменная колокольня. На фасаде церкви, особенно на барабане и апсиде, немало кирпичных декоративных элементов. Барабан украшен аркатурным пояском из зубчиков. Окна барабана расположены в нишах с полуциркульным завершением.

На втором этаже в западной части находятся хоры, на которые ведет каменная лестница в северо-западной угловой части здания. Деревянный переход с хор вдоль южной стены вел в придел Симеона Дивногорца.

Церковь Федора Стратилата - классический памятник новгородского зодчества второй половины XIV века, ставший надолго образцом для последующего строительства.

 

Список использованной литературы:

- Архив отдела государственной охраны культурного наследия Комитета культуры и туризма Новгородской области (Белевич М.С. Церковь Федора Стратилата на Ручью, 1360-1361. - Н.: Исторический паспорт НСНРПМ, 1979);

- Каргер М.К. Новгород Великий. -  Л-М.: ГИ "Искусство", 1961. - стр. 210-212.

Фото А.Орлова.

скрыть »«
Вкл.
Выкл.
Обычная
версия сайта