Интернет-приемная

Анонс событий:

Народный календарь

Митрофанов день 17 июня

Именинники: Астий, Елизар, Зосим, Мефодий, Митрофан, Севериан, Силантий.

В родительскую субботу приходят на кладбища, украшают могилы, поминают с молитвой усопших. На Митрофана окликают ветер. Просят его пригнать дожди благодатные.Ветер на Митрофана подует с гнилого угла -жди ненастья.

Ветер, он все скажет, но спрашивай, не торопи. Он пока до тебя долетел - семь рек выпил, семь воронов позади себя оставил, будто семь листьев, деревом оброненных.

Примечали:
С Митрофания сей лен.

«Возрожденный из руин. К 50-летию начала восстановления храма Спаса Преображения на Ковалеве»

 

28 июня 2012

29 июня 2012 года в 16.00  в здании Присутственных мест Новгородского музея-заповедника (Кремль, 4) открывается выставка «Возрожденный из руин. К 50-летию начала восстановления храма Спаса Преображения на Ковалеве».

На выставке экспонируется 19 копий росписи церкви Спаса на Ковалеве, хранящихся в собрании Новгородского музея-заповедника. Пять работ, исполненных Е.К. Эвенбах в 1923 г., являются в настоящее время ценными изобразительными источниками, увековечившими детали росписи барабана и апсиды. На выставке представлено также 14 копий росписи, исполненных А.П. Грековым, который на протяжении 35 лет занимался копированием ковалевской живописи. Его работы запечатлели сложное состояние композиций, собранных из фрагментов и имеющих значительные утраты красочного слоя и грунта, что побуждало художника разрабатывать варианты тонирования и реконструкции утрат авторской живописи для достижения целостности впечатления. Копии ковалевской росписи, впервые экспонирующиеся в подобном составе, позволяют не только составить представление о красоте и своеобразии ансамбля живописи, но и по достоинству оценить грандиозный труд, потребовавшийся для возрождение памятника архитектуры и монументальной живописи XIV в. - храма Спаса Преображения на Ковалеве.

Церковь Спаса Преображения в годы Второй мировой войны в течение 29 месяцев находилась на линии фронта и в ходе боевых действий была превращена в руины. Видный историк искусства В.Н. Лазарев, видевший храм и украшавшие его росписи до разрушения, полагал, что «это одна из наиболее тяжких утрат».

Согласно летописным сведениям, храм был заложен в 1345 г. по заказу Акинфа Жабина, по-видимому, одновременно был основан мужской монастырь. Небольшая приземистая церковь с сильно выступающей апсидой, закомарным завершением фасадов, увенчанная одной крупной главой, расположена на холме, возвышающемся среди заливных лугов, в ближайших восточных окрестностях Новгорода. Монастырский храм, практически лишенный окон и декора, имел строгий внешний облик. Изначально с западной стороны церкви был размещен узкий притвор, с северной – изолированная от основного объема пристройка со звонницей на втором этаже, с южной стороны – возведенная, по-видимому, в 70-х гг. XIV в. усыпальница. В интерьере храма, где квадратные столпы были сдвинуты к боковым стенам, доминировало подкупольное пространство, залитое светом из высоких окон барабана.

Ковалевская церковь была расписана в 1380 г. повелением Афанасия Степановича и «подружи его» Марии, о чем сообщала надпись на западной стене памятника. Живописные композиции, исполненные в крупном масштабе, легко читались в невысоком обозримом интерьере храма. В куполе был изображен Пантократор, в барабане – архангелы, херувимы и пророки, в апсиде - «Причащение апостолов» и «Поклонение Жертве», в жертвеннике - «Христос во гробе», на сводах и стенах храма - христологический цикл. Значительное место в системе росписи занимали отдельные образы святых - преподобные, мученики, святые жены; представленные и в однофигурных композициях, и целым регистром воины; пророки, включение которых в живописную декорацию стен - одна из особенностей ансамбля. Фрески размещались также в притворе, где в люнете восточной стены располагалась композиция «Деисус», западной - «Проповедь во храме», на боковых стенах – изображения преподобных и мучеников. Монументальные образы святых, отличавшиеся духовной сосредоточенностью и значительностью, были наделены неповторимой индивидуальностью. Фигуры святых, имевшие правильные пропорции, устойчивые и изысканные позы, обладали пластической выразительностью и уравновешенностью, интенсивностью и яркостью колорита. Роспись представляла собой целостный, стилистически однородный ансамбль, исполненный, вероятнее всего, при участии южнославянских мастеров. Живопись, изначально занимавшая около 450 кв. м, перед разрушением памятника сохранялась приблизительно на 360 кв. м.

В послевоенные годы храм продолжал разрушаться, и к началу 1960-х гг. руины представляли собой поросший травой и кустами холм высотой  до 4,5 м. Работы по спасению памятника были начаты по инициативе известных ученых - В.Н. Лазарева, Б.А. Рыбакова, Л.А. Монгайта и ряда других - закладкой двух разведочных шурфов в августе 1962 г. А уже в 1963 г. храм снаружи был освобожден от завалов, в северной пристройке и усыпальнице были проведены раскопки (археолог М.М. Аксенов, НСНРПМ), кроме того, в том же году выполнили временную консервацию и приступили к обмерам памятника, продолжавшимся до 1969 г. (научный руководитель Л.Е. Красноречьев, архитектор Н.Н. Кузьмина, НСНРПМ). На основании выявленных в архивах довоенных чертежей и фотографий, а также обмерных чертежей архитектор Л.Е. Красноречьев в 1968-1969 гг. подготовил  проект реставрации памятника, предусматривавший создание реконструкции храма на первоначальную дату. Восстановление храма Спаса Преображения было завершено в сентябре 1974 г.

С 1964 г. проводились работы по разборке завалов в интерьере церкви. Бригаду художников-реставраторов, в составе которой в разные годы работали Л.Н. Кузнецов, М.С. Татаренко и Т.И. Анисимова (ВСНРПМ), в 1965 г. возглавил А.П. Греков (1909-2000 гг.). Он предложил методику проведение разборки руин в храме и извлечения фрагментов фресок по определенному плану, учитывавшему наиболее вероятное размещение каждой композиций после обрушения. Разработкой специальной методики реставрационных работ, а также выявлением в архивах довоенных фотографий и копий росписи несколько лет занималась В.Б. Грекова. В октябре 1969 г. работы в храме были завершены, извлечено 450 ящиков фрагментов фресок, а также 50 ящиков из отвалов. В течение длительного времени продолжается кропотливая работа по подборке и склейке фрагментов росписи с последующей монтировкой собранных композиций на титановые щиты по методике, разработанной А.П. Грековым. В настоящее время возрождено около 200 кв. м. росписи, причем большинство из находившихся в работе композиций собрано почти полностью, смонтировано на титановые щиты 28 композиций. К сожалению, оказались утрачены композиции, располагавшиеся в куполе, барабане и на стенах апсиды. В 1989 г. художники-реставраторы А.П. и В.П. Грековы стали лауреатами Государственной премии СССР, в 1992 г. им было присвоено звание «Почетный гражданин Новгорода», а в 1993 г. – звание  «Заслуженный деятель искусств России».

Выставка будет работать с 29 июня по 10 сентября 2012 года в вестибюле второго этажа здания Присутственных мест.

Пресс-показ для представителей СМИ  - 29 июня 2012 г. в 15.30.

 

 

 

скрыть »«
Вкл.
Выкл.
Обычная
версия сайта