Интернет-приемная

Анонс событий:

Народный календарь

Матренин день 22 ноября

Именинники: Александр, Антон, Евстолия, Иван, Матрена, Порфирий, Феоктиста.

В месяцесловах сказано: "С Матрены зима на ноги встает". Но в деревне об этом дне говорили: мол, зима-то не сама на ноги встает, а ее Матрена ставит. Травяного зелья напарит, веник в кадке ошпарит - и принимается за белую спинушку, за ноженьки затекшие. Зима-то спящей красавицей хоть и виделась кому, да всякий помнил, что не ленива та, что гонит метели на русские поля, что небеса с землей равняет, белым саваном порой и человека укрывает. Когда зима собиралась оглядеть свое царство, выводила она из стойла, по народному поверью, первую кобылу белую, чтобы себя показать и своей белой свите - метелям, вьюгам - дорогу указать. Но велика матушка-Русь, сбила кобылка подковы, приустала. А зиме некогда ждать. Велит запрячь кобылку пегую. А сама не ждет, по киселице, по беспутице идет.

Вот зима до избенки доходит, живет в которой Матрена. А Матрена - она на себе привыкла пудовые мешки таскать. Зиму-то ей поднять - его там! Обихаживает Матрена в своей избе зиму, на ноги ставит. От деревни к деревне травяные запахи летят, поднимают на ноги в избах занемогших, особенно мужики, мол, сохнут в осени.

У зимы путь не близок, забот - не счесть. По низинам да по угорьям кружево белое навесить, отбелить полотно луговин. По-за осени убрать надо было. Ведь по-осеннему жухлому полотну и лешие катались, когда в день Ерофея в землю проваливались, дожди топтались, Ветра Ветровичи - семь братьев - силой мерялись. Полотно луговинное ломихой разорвано. Она, по народному поверью, от него отрывала завязки - косицу жидкую заплетать. В тех местах, примечали деревенские люди, где земля как на лоскута разорвана, болеют и корни травы, и твари земные. А ломиха-неряха, она на людей ломоту гонит, ноет: "Дай да дай притулиться, а то мне знобится!"

Так вот, рожденная в день 22 ноября может осеннее, изношенное чинить искусно, шить белой нитью тончайшей. Матрена отмывает, отбеливает, чистоту наводит.

Выставка "Александр II и Царское Село"

 

13 марта – 7 июня 2015

13 марта 2015 года в 16:00 в выставочных залах Музея изобразительных искусств (Софийская площадь, 2) состоится открытие выставки «Александр II и Царское Село». На ней будут представлены около 160 экспонатов из собрания Государственного художественно-архитектурного дворцово-паркового музея-заповедника «Царское Село»: костюмы, оружие, предметы быта, принадлежавшие Александру II и его семье.

С  именем Александра II связано создание в Новгороде одного из первых провинциальных музеев в России. Император, принимавший в 1862 году в Новгороде участие в праздновании 1000-летия российской государственности, по некоторым сведениям, высказал пожелание о создании здесь музея. Через три года, в 1865 году, музей был создан. Так что именно императора Александра II можно по праву считать его основателем. В Императорском зале здания Дворянского собрания в честь 1000-летия государства российского был дан прием, на котором присутствовал и сам Александр II.

В 2015 году Новгородский музей, ставший за эти годы одним из крупнейших музеев-заповедников нашей страны, отмечает свое 150-летие.

Историю России второй половины ХIХ в. нередко называют «Эпохой Александра II». Это объясняется не только совпадением хронологических рамок данного периода со временем царствования Александра II. Царь-освободитель, царь-реформатор – так назвали Александра II ещё при жизни. На его долю выпало решение важнейших государственных задач, определивших вектор дальнейшего развития России.

Александр II чуть более четверти века, с 1855 г. по 1881 г., находился на российском престоле. При воссоздании хроники жизни Александра II, определяется место, которое занимало в ней Царское Село: на всех этапах его жизни многие события как личного, так и государственного характера, происходили в Царском Селе или были связаны с ним.

Царское Село ко времени восшествия на престол Александра II являлось «имуществом короны», т.е. принадлежало царствующему императору, и выполняло роль официальной летней резиденции российского монарха. Здесь к началу царствования Александра II уже сформировался грандиозный архитектурно-парковый ансамбль, доминантами которого были Екатерининский (архитектор Ф.-Б. Растрелли, 1752 – 1756) и Александровский (архитектор Дж. Кваренги, 1792 – 1796) дворцы. При Александре II облик Царского Села не претерпел столь разительные перемены, как в предыдущем столетии, но, тем не менее, оформлялись новые дворцовые интерьеры, приобретались предметы убранства, пополнялись коллекции живописи, графики, оружия; росла императорская библиотека. И на всем этом был отпечаток как личного вкуса и пристрастий императора, так и веяний  и настроений эпохи.

На протяжении всей жизни Александр II предпочитал проводить часть года в Царском Селе, где он постоянно занимал одни и те же покои в Зубовском флигеле, состоявшие из ряда сравнительно небольших комнат, просто отделанных и обставленных, исключением из которых была Азиатская комната. Она была роскошно убрана, и ее главным украшением являлась коллекция оружия, которую начал собирать еще Николай Павлович.

В Царском Селе с момента воцарения Александру II приходилось вести почти такой же образ жизни, как и в Санкт-Петербурге: принимать доклады министров, созывать совещания. В своем Кабинете в Зубовском флигеле Екатерининского дворца он обсуждал проведение реформ, принимал решения и подписывал важнейшие государственные документы. В 1857 году здесь же, в Кабинете императора, проходили заседания Негласного комитета по рассмотрению крестьянского вопроса, результатом работы которого стал рескрипт о создании губернских дворянских комитетов в Виленской, Гродненской и Ковенской губерниях для составления проектов об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян, подписанный Александром II 20 ноября 1857 года в Царском Селе. Особое значение этого документа заключается в том, что именно он положил начало делу освобождения крестьян от крепостной зависимости.

В царскосельской резиденции в апрельские дни 1868 года прошли торжества, посвященные 50-му юбилею шефства Александра II над лейб-гвардии Гусарским полком. Любовь к армии и ко всему военному Александр II унаследовал от своего отца, императора Николая I. Александр Николаевич не пропускал ни одного полкового праздника, присутствовал на учениях, смотрах и парадах. Он был шефом многих гвардейских полков, но шефство над лейб-гусарами имело для него особое значение. Шефом этого полка Александр Николаевич был назначен императором Александром I 27 апреля 1818 года, когда ему было 10 дней отроду. 50-летие императора совпадало с 50-летием его шефства над лейб-гусарами. Свой юбилей Александр II отпраздновал в тесном семейном кругу, а 50-летие его шефства над лейб-гвардии Гусарским полком было отмечено двухдневными торжествами в Царском Селе, в месте основного расположения лейб-гусар.

До последних своих дней Александр II проводил часть года в Царском Селе. Царскому Селу Александр II доверил тайну своего второго брака. В Царском Селе 6 июля 1880 года состоялось венчание Александра II и княжны Екатерины Михайловны Долгоруковой (1849 – 1920) перед походным алтарем, установленным в одном из помещений Екатерининского дворца. Однако счастье с молодой женой было для Александра II недолгим.

1 марта 1881 года Александр II был смертельно ранен взрывом бомбы, брошенной террористом И.И. Гриневицким на набережной Екатерининского канала в Санкт-Петербурге, и вскоре скончался. После смерти Александра II на российский престол взошел его сын, великий князь Александр Александрович, ставший императором Александром III. Смена императоров знаменовала собой смену эпох и в истории России, и в истории царскосельской императорской резиденции. В царствование Александра III двор мало жил в Царском Селе: император предпочитал Гатчину другим загородным резиденциям, в том числе и Царскому Селу

Пресс-показ для журналистов  состоится 13 марта в 15:30.

В пресс-показе примут участие:

- Григорьева Наталья Васильевна, генеральный директор Новгородского музея-заповедника;

- Таратынова Ольга Владиславовна, директор Государственного музея-заповедника «Царское Село»;

- Володина Татьяна Владимировна, ведущий научный сотрудник Новгородского музея-заповедника, кандидат искусствоведения, куратор выставки



Выставка будет работать с 14 марта по 7 июня 2015 г.



скрыть »«
Вкл.
Выкл.
Обычная
версия сайта